В каком возрасте ставят диагноз «дальтонизм»?

В рисунке не может быть ничего случайного. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов.

Определение

Кто такой внутренний ребенок? Эта та часть личности, которая накапливает информацию о детских годах, об успехах и провалах персоны. У любого человека есть страхи и опасения, которые он пытается преодолеть и искоренить. Внутренний ребенок – это часть личности человека, которая хочет радоваться жизни, получать удовольствие от каждого прожитого дня. Именно ребенок заставляет персону совершать безумные поступки, которые становятся самыми запоминающимися моментами. Если никак не заботиться о себе и не проявлять никакого интереса к своим желаниям, то «малыш» начинает грустить. Человек впадает в депрессию и не понимает причины своего угнетенного состояния. Внешне все в жизни хорошо. Но внутренне есть множество проблем, которые не получается преодолеть. Все открытия, впечатления, тревоги и страхи всегда остаются в памяти человека. Они переходят из сознания в подсознание и живут там. Нельзя забывать о своих ошибках и желаниях. Иначе человек может потерять себя и, как следствие, потеряться в жизни.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.

В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.

Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.

Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.

Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.

Зачем нужно анализировать детские рисунки?

Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.

Как узнать, что тревожит ребенка без обращения к специалистам

Вся жизнь – игра

Да, жизнь – игра. Особенно если тебе не больше 6-7 лет. В игре детей дошкольного возраста можно узнать все. Предложите малышу сыграть в дочки-матери и вы увидите не только его страхи и тревоги. Ребенок продемонстрирует вам даже ваш собственный стиль воспитания. Это даст возможность не только посмеяться над собой, но и подкорректировать проблемные моменты.

Метод незаконченных предложений

Незаконченные предложения – отличный способ узнать о проблемах ребенка. Особенно хорошо он работает с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Поиграйте с ним в игру, где нужно будет заканчивать разные предложения. Возьмите какие-нибудь шутливые фразы: «В нашем городе фиолетовые…» и разбавьте их предложениями типа «Ваня очень боялся…», «Катя больше всего не любит…». Можно использовать чужое имя или даже названия животных или сказочных героев. Таким образом вы получите представление о наиболее неприятных вещах, тревожащих вашего ребенка. Узнаете и о его предпочтениях и интересах. Может, даже докопаетесь до тайных желаний.

Читайте также:  Именины в мае 2021 года: кто отмечает Дни ангела в этом месяце

«А давай придумаем сказку!»

Отличное предложение для дошколят и младших школьников. Придумайте какой-нибудь незамысловатый сюжет с любимыми героями и смотрите, что получится. Если вас интересует конкретная ситуация, продублируйте ее в сказке и оставьте окончание на усмотрение ребенка. Так вы получите всю нужную информацию, не задав ни одного конкретного вопроса.

Рисунок дерева

Очень простой тест. Разобраться с его интерпретацией не так сложно. Просто попросите ребенка на листке бумаги нарисовать дерево. Инструкций и рекомендаций как рисовать не давайте. Смотрите результат:

  • Если вы увидите большое раскидистое дерево с хорошо развитой кроной – это хороший сигнал.
  • Мало веток и листьев – посмотрите на общение ребенка: достаточно ли у него друзей?
  • Маленький рисунок на большом листе – возможна неуверенность в своих силах.
  • Дуплистое дерево требует особого внимания. Дупло – это знак психической травмы.

В таком случае гадать дальше не стоит. Лучше перестраховаться и обратиться к детскому психологу. Психолог разберется, есть ли причина для беспокойства или мы имеем дело с ложной тревогой. Но если сын или дочка действительно пережили какое-то нервное потрясение, помощь психолога будет очень кстати.

Рисунок кактуса

Задание дается по той же схеме, что и с деревом, только просим нарисовать кактус. Что нам это даст?

Красивое, с хорошими колючками, довольно большое растение в художественно выполненном горшке, покажет нам, что ребенок отлично умеет защищать свои границы. Он не боится конфликтов и умеет справляться с любыми проблемными ситуациями.

Маленький кактус с крохотными колючками – надо поработать над уверенностью в себе и подучить различным стратегиям выхода из ссор и недоразумений.

Рисунок мандалы

Довольно сложная методика, но возможно использование и по упрощенной схеме. Берем тарелку, кладем на лист бумаги и обводим по периметру. Выдаем краски, фломастеры или карандаши с большим количеством цветов и оттенков и просим заполнить круг от центра. Внимательно наблюдаем, в каком направлении рисует ребенок.

  • Направление по часовой стрелке сигнализирует о хорошем психологическом и физическом самочувствии.
  • Противоположное направление – что-то серьезно беспокоит.

Обращаем внимание на используемые цвета.

  • Много черного – настроение оставляет желать лучшего.
  • Коричневый – достаточно хороший цвет.
  • Светло зеленый свидетельствует о переутомлении. Может быть ребенок нуждается в качественном отдыхе.
  • Преобладает сиреневый и фиолетовый – похоже, что у вас растет новый Вольф Мессинг. Это цвета интуиции и предвидения. 

    Очень важно серьезно относиться к чувствам и эмоциям ребенка, а также уважать его мнение. Используйте свой пример для правильного выражения внешних чувств, конструктивно справляясь с негативом и раздражителями.

    Попытайтесь не просто разобраться в эмоциональном состоянии ребенка, но и испытать его чувства вместе с ним на уровне эмпатии — разделите радость и счастье, погорюйте за него, показав, что он не должен в одиночку справляться с эмоциональная связь между родителями и детьми приведет к полноценному и доверительному общению в будущем, минимизирует возрастные кризисы, воспитает в ребенке уверенность, самоуважение и облегчит социальное общение в более зрелом возрасте.

Признаки возможной психической патологии по детскому рисунку человека

Как правило таких детей приводят на консультацию к психологу в связи с грубыми нарушениями поведения.

В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки со столь же пространными комментариями, вполне возможны и в менее острых психических состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных проблемах. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения (психической патологии) являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения.

Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями, штриховкой и т. п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно спокойном состоянии. Часто, нарисованный ребенком человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. Иногда различные уродства появляются в рисунках детей с нарушениями схемы собственного тела, то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических патологиях).

Помимо грубого искажения форм, для психических патологий по детскому рисунку, типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. На детском рисунке руки человека изображаются штрихами, практически неотличимыми от штрихов, изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.

Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшейся патологии, когда некоторые из освоенных графических шаблонов уже успели распасться. При психических патологиях часто проявляется редукция значимых частей изображения, например, — головы. Некоторые части рисунка густо зачерняются. Нажим настолько силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности.

В сочетании с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что ребенок находится в состоянии психотического возбуждения. Психологическая консультация онлайн

Задать один бесплатный вопрос психоаналитику предварительная консультация

Услуги психолога, психоаналитика онлайн — Skype, ICQ, E-mail, Телефон решение психологических проблем

Анонимный психолог (Скриботерапия)

Смотрите также по теме психологии рисунка:

  • Рисуночные тесты для детей и взрослых
  • Психологические рисуночные тесты
  • Психология детского рисунка и умственное развитие ребенка
  • Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка
  • Рисунок человека: интровертность, экстравертность, демонстративность, отстраненность ребенка
  • Определить по детскому рисунку социальные отношения ребенка
  • Личность ребенка тест Кеттелла для детей
  • Страничка для родителей и воспитателей

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете нужные психологические тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация в содержании психологического сайта

Рисунок – это прекрасный повод для общения!

Для детей важно, когда с ними разговаривают. Родителям следует чаще обращаться к малышу с вопросами, расспрашивать о нарисованных картинках, узнавать, что тревожит, а что радует ребенка.

Благодаря беседе можно узнать больше, чем кажется. Не всегда ребенок может сказать прямо, что с ним произошло. Дети передают свои чувства через рисунки. Также полезно развивать в ребенке открытость и общительность, чтобы ребенок всегда смог выразить свою реакцию, не скрывать свои эмоции и делиться мыслями.

Всмотритесь внимательнее в детский рисунок, и вы сможете узнать много нового о своем ребенке и увидеть мир его глазами!

Анализ рисунка ребенка

Рисунок ребенка необходимо интерпретировать и это могут сделать арттерапевты, психологи, социальные работники, обязательно учитывая при этом возраст малыша.

Эмоциональное неблагополучие проявляется, если нарисованные лица безрадостные или совсем отсутствуют, а также имеют угрожающую мимику и жесты. Однако один такой рисунок не является окончательным приговором ребенку.

Настороженность должны вызвать рисунки, нарисованные в разное время со сходной тенденцией к мрачности.

При анализе рисунка обращается внимание и на его структуру, т. е. реальное изображение на листе бумаги и реальная действительность.

Например, среди членов семьи ребенок изобразил своего младшего братишку, что будет говорить о ревности к нему, о недостатке внимания. Об этом же будет говорить и то, если маленький братик изображен крупнее по размеру, чем сам художник.

При изображении семейного рисунка отсутствует сам малыш, что является признаком одиночества – большой повод родителям задуматься об отношениях в семье.

О взаимоотношениях в семье хорошо говорит расположение на рисунке членов семьи.

Тот персонаж, который нежелателен, из рисунка удаляется, а любимые родственники, например, дедушка и бабушка, могут присутствовать на рисунке, несмотря на то, что живут далеко.

Рядом с собой ребенок изображает самого любимого родственника.

При психологической расшифровке детского рисунка необходимо обратить внимание на занятость изображенных членов семьи. Расположенные близко друг к другу, и вместе занимающиеся каким-то делом, является признаком благополучия в семье, а разрозненность персонажей свидетельствует о семейном разладе.

Родители могут самостоятельно анализировать рисунок своего ребенка, но главное заключается в том, чтобы ребенок рисовал с желанием и не отвлекался, а обстановка была в это время спокойная.

Психологи советуют обратить внимание на следующие факторы:

  • какова композиция рисунка – все ли члены семьи нарисованы, в центре или в уголке, хватило ли места для персонажей;
  • какова используемая ребенком цветовая гамма;
  • детали, на которые ребенок обращает повышенное внимание – руки, ноги, лицо персонажей, одинаков ли при этом нажим карандаша; изображено ли что-то лишнее, например, несуществующее домашнее животное, солнце в комнате, или кого-то из членов семьи не хватает;
  • какое место в рисунке ребенок отводит себе, как себя изображает, какие детали выделяет больше;
  • в каком порядке рисует малыш членов семьи – первый нарисованный персонаж для ребенка будет главным.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Психология детей дошкольного возраста

Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе. Они остро нуждаются в ровесниках.

Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть. И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией. Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.

Как можно определить дальтонизм с помощью теста?

Такой диагноз, как дальтонизм подтверждают при помощи полихроматических таблиц или проведения специальных тестов. Наиболее популярной считается методика Ефима Рабкина. Она включает в себя несколько таблиц. Пациенту по очереди показывают около трех десятков цветных таблиц. Рисунки на них выполнены в форме точек и кружочков разной окраски. Такой способ позволяет выявить дальтонизм у детей и у взрослых. Потому он считается универсальным.

Второй тест был придуман японским офтальмологом Шинобу Ишихара. Пациенту предлагают прочесть текст, который состоит из красочных пятен. По итогам теста окулисты определяют наличие дальтонизма у детей и у взрослых. Оба метода используются только для диагностики психически здоровых пациентов. Проведение тестов у людей с психическими отклонениями покажет неверные результаты.

Тематика рисунков

Чаще всего дети дошкольного возраста рисуют пейзажи (дом, траву, цветы, деревья, солнце, облака), а также домашних любимцев, свою семью и друзей. Рисунки могут отражать впечатления от увиденного, например, от похода в цирк или зоопарк, просмотра мультика. Девочки любят изображать принцесс и фей, а мальчики – сражения, военную технику, машины и так далее. Такое содержание рисунков считается обычным и говорит об эмоциональном благополучии малыша. Если же ребенок вдруг начал рисовать страшный зверей, монстров, сюжеты с негативным содержанием, это может говорить о внутренних переживаниях, страхах, скрытой агрессии. Превалирование в рисунках изображений предметов и животных над изображениями людей чаще всего является признаком проблем в общении.

Важно разобраться, что является причиной негативного содержания рисунков: сюжеты, которые малыш где-то увидел, и они его впечатлили, или события его собственной жизни.

Тематика рисунков