Советы родителям по воспитанию детей

Детские психологи, психиатры и педагоги рассказывают о множестве вещей, которых родителям следует избегать, чтобы помочь своему ребенку развиваться уверенной, гармоничной и счастливой личностью. Главное понимать, что вы можете легко допустить ошибки и сами испортить ребенка, сделать его капризным, непослушным и с искаженным мировосприятием.

Отношения с другими детьми

3) Поощрять дела, направленные на других детей. В первую очередь это относиться к родным братьям и сестрам. Старшие дети должны заботиться о младших. Младшие должны слушаться и служить старшим. Если в семье несколько детей, для них делиться с другими – привычное дело. В то время когда ребенок один в семье, он вырастает часто эгоистом. Он привык, что все – только для него. Вообще нужно учить делиться, делать бескорыстно нужно не только по отношению к своим родным, но и к другим детям и взрослым. Бескорыстие – это одно из самых главных духовных качеств. Если человек делает что-то бескорыстно, ему воздаться в будущем. Эгоизм дает быстрые результаты, но приносит страдание в будущем. Удовлетворение от приобретенного быстро угасает и поэтому корыстный человек постоянно нуждается в удовлетворении своих страстей. Бескорыстие дает подъем энергии, счастье, полет души. Такое состояние может длиться очень долго по сравнению с удовлетворением своего эгоизма. Потому если вы хотите воспитать по настоящему благородного человека, вы сначала должны научить ребенка делиться, уважать окружающих, совершать бескорыстные поступки, помогать слабым и нуждающимся. И когда ребенок проявил высокодуховное качество, вы можете его поощрить похвалой или подарком.

В заключении хочу добавить, что реальное воспитание и формирование мировоззрения ребенка происходит до периода полового созревания. Когда этот период настанет, происходит отрыв ребенка от родителей. В этот момент проявляются негативные качества личности, которые передались из прошлой жизни. И если вы привили ребенку истинные ценности и качества добродетели, негатив может и не проявится. Вы исправили его мировоззрение и улучшили его судьбу. Пытаться изменить человека после наступления полового созревания очень тяжело, если он сам этого не захочет. Потому желаю всем родителям не ждать проявления плохих качеств у своих детей, а начать воспитывать благородные качества сразу после рождения.

Отношения с другими детьми

В избранное

Консультация на тему:  Советы родителям о воспитании детей

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок обладал позитивными психическими качествами. Мамы и папы мечтают, чтобы у ребенка была хорошая память, способности к учебе, сильная воля, личностная зрелость. Чтобы реализовать эти мечты, родителям необходимо иметь базовые представления о психике ребенка. Она состоит из двух сфер — познавательной (когнитивной) и личностной (эмоционально-волевой). Познавательная сфера развивается в результате обучения в семье, детском саду, школе, на рабочем месте. Личностная сфера развивается под влиянием воспитания. Воспитание детей в семье является базой, необходимой для развития зрелой и гармоничной родители получили представление, как правильно воспитывать ребенка, в первую очередь необходимо разобраться с понятиями. Итак, воспитание — это целенаправленные действия, способствующие формированию личности. Например, объясняя ребенку, что бросать мусор на пол нехорошо, вы воспитываете ребенка. Кроме воспитания, личность формируется под воздействием стихийных факторов. Они могут оказывать позитивное или негативное влияние на процесс формирования личности. Целью воспитания является развитие положительных черт личности, например, уверенности в себе и ответственности, а также предупреждение формирования отрицательных черт личности, например, безволия.

Основы воспитания ребенка

Существует два инструмента, с помощью которых родители могут воспитывать ребенка. Это система «поощрение-наказание» и личный пример.

     Система «поощрение-наказание»Согласно поведенческим психологическим теориям, деятельность и психические характеристики человека формируются под влияние поощрения или наказания. Поощряя ребенка за проявление желаемой личностной черты, родители закрепляют ее и создают условия для дальнейшего развития. Наказывая его за проявление нежелательной эмоционально-волевой характеристики, родители не дают ей ребенка, стремитесь формировать его личность преимущественно с помощью поощрения. Используйте наказание только в тех случаях, когда без него нельзя обойтись. Эту рекомендацию необходимо пояснить на примере.

Читайте также:  Памятка для родителей: что должен знать и уметь ребенок в 6 лет

Представьте четырехлетнего ребенка, который отбирает игрушки у сверстников. Родители абсолютно справедливо наказывают его, например, запрещая целый день гулять на улице. Однако в дальнейшем необходимо использовать поощрение позитивного поведения (если ты сегодня будешь дружить с детьми и давать им свои игрушки, то вечером мы вместе посмотрим мультфильм).

Когда формируется характер ребенка

В возрасте 3 лет начинается более основательное воспитание ребенка. В этот период родители должны запастись вниманием и терпением. По мнению психологов, начиная с 3-х летнего возраста, закладывается характер характер, основа его поведения в обществе. Поэтому родители должны понимать, что воспитание ребенка 3 лет вплоть до 7 летнего возраста – это очень важный момент.

Воспитание ребенка в семье должно быть умеренно строгим, чтобы, подрастая, ребенок не был капризным и требовательным. Но не нужно путать строгость с жестокостью, а твердость с суровостью.

Технологии

Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.

Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.

Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее.

Детям нужно понимание

Вторая категория советов по воспитанию детей основывается на том, что детям, в первую очередь, нужно чувствовать поддержку и понимание на каждом этапе их развития. Роль родителей при таком раскладе заключается в понимании потребностей своих детей и предоставления им защиты и безопасного личного пространства. То, что родители воспринимают, как проблемное поведение, зачастую является лишь возрастными особенностями, которые дети попросту со временем перерастут.

Противники такого метода считают, что нехватка всевозможных наказаний может просто испортить ребенка и привести к более серьезным проблемам с поведением в будущем. Одним из самых ярких примеров является Альфи Кон. Он выступает против любых поощрений, основанных на поведении ребенка, объясняя это тем, что в таких случаях дети начинают поступать под воздействием внешнего давления, а не в соответствии своим внутренним желаниям.

Большинство советов в данной категории, однако, приветствуют использование техник так называемой «легкой дисциплины», таких как естественные последствия. Это значит, что родители позволяют случиться естественному результату поведения ребенка, не стараясь при этом его защитить. Например, если ребенок отказывается надеть куртку, то естественным результатом такого поведения будет то, что он замерзнет и простудится.

Важным принципом в данной категории советов по воспитанию детей является способность родителей понять, на какой стадии развития находится их ребенок. Некоторые аспекты поведения (например, такие, как сидеть спокойно дольше одной или двух минут) более сложны для выполнения малышами, нежели детьми постарше (восьмилетний ребенок вполне может высидеть несколько часов спокойно, например,  в школе). Такой метод воспитания призывает родителей принимать ситуации такими, какие они есть, и постараться осознать, что со временем дети просто перерастут многие проблемы в поведении.

Как воспитывать трудного ребенка, и с какого возраста необходимо это начинать

На протяжении становления чада как личности, вас ожидают кризисные периоды, к которым надо быть готовыми и спокойно реагировать на все капризы:

  • приблизительно с девяти месяцев, когда младенец начинает вставать на ножки и интересуется игрушками;
  • с двух до четырех лет;
  • семилетний возраст – начало школьной жизни;
  • пубертатный период (гормональная перестройка организма).
Читайте также:  20 правил жизни Карлсона достойных подражания

Кроме того, вы не должны применять физического наказания во время:

  • болезни;
  • приема пищи;
  • увлеченной игры;
  • пробуждения и перед сном;
  • исполнения ваших указаний;
  • сильного возбуждения ребенка.

Постарайтесь в эти сложные периоды, как можно спокойнее реагировать на все капризы и шалости. Разговаривайте, определяйте причину недовольства, спрашивайте, что болит, может, есть неприятности в школе и т.д. Выберите свою индивидуальную тактику. Как показывает практика, если вы смените гнев на шуточный тон, то ребенок сам будет приходить к вам за советом, а не искать ответы в интернете или на улице.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Ребенок — личность

Одной из главных составляющих воспитания является принятие ребенка как личности. То есть это не просто тот, кого вы родили, а тоже человек — такой же, как и вы.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Это придаст ему сил и уверенности в себе. Ведь вы не пытаетесь его изменить, сделать таким, как хочется вам, а работаете над развитием его изначальных качеств.

Читайте также:  10 типичных ошибок родителей в воспитании детей

В связи с этим ни в коем случае нельзя вешать на ребенка «ярлыки». Даже для взрослого человека это является травмирующей ситуацией, а что уж говорить о шаткой психике ребенка. Постоянно говоря детям, что они грязнули, толстяки, дураки и прочее, вы заранее программируете их на соответствие этим словам. Ведь родитель для ребенка — это первый авторитет, и он подсознательно к вам прислушивается.

Если вы хотите в семье воспитывать счастливых детей, то уважайте все, что они говорят и делают. Все их желания и действия должны быть учтены. Поэтому правильным будет прислушиваться к мнению ребенка, особенно в решении семейных вопросов.

Отсюда также вытекает то, что общение с ребенком не должно строиться в системе «командир — подопечный». Важно говорить с ним спокойно и мирно, без ссор, криков и претензий. Поверьте, так дети понимают лучше.

О наказания, угрозах и чувстве стыда

Успешность взрослого человека во многом зависит от того, как он справляется с проблемами, умеет ли признавать и исправлять собственные ошибки. Подобные полезные качества часто формируются в детстве. Воспитание ребенка методом угроз, обвинений и давления на чувство стыда может навсегда убить в нем инициативу и желание проявлять активность.Если малыш сделал что-то не так, не нужно называть его плохим, нелестную характеристику можно дать только действию. При этом важно донести до провинившегося, что родители его любят, но огорчены конкретным поступком. Малыш должен понять, где он был не прав и как можно исправить ситуацию. Так он научится действовать правильно и не вырастет замкнутым и нерешительным.Наказания также должны быть без запугивания и обвинений. Малыш должен жить в понятном для него мире.  Родители предупреждают его о наказании за конкретный проступок. Вероятнее всего, ребенок тут же проверит слова взрослых на практике. Здесь важно проявить твердость: нашкодил – наказание состоялось, рамки очерчены, законы понятны, все справедливо. Помните, что за один проступок несколько раз не наказывают! Дети, которые живут по понятным для них правилам с предсказуемыми взрослыми, спокойны и уверены в себе.

Нет рецепта правильного воспитания вообще. Размышляя о том как воспитать ребенка, для каждого вы найдете индивидуальный метод, при котором будут учтены особенности личности, приоритеты семьи и этапы развития малыша. Об особенность воспитания детей в зависимости от возраста мы поговорим в следующих статьях.

А вы сталкивались с подобными проблемами? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением и опытом!comments powered by HyperComments

Как правильно развивать самостоятельность у ребенка

О детской самостоятельности много говорят. Но каким образом ее привить. Что точно не нужно делать так это впадать в крайности. Родители чрезмерно опекающие детей и родители бросающие их один на один с трудностями одинаково неправы. Ни в том, ни  в другом случае вырастить приспособленного к жизни ребенка не получится.

Методы воспитания самостоятельности у детей  не должны строиться на авторитарном родительском мнении. Станьте ребенку другом, наставником, а не тираном ждущим результат или палочкой-выручалочкой, решающей все проблемы.

Главное правило: сын или дочь могут сделать сами, дайте им эту возможность. Это работает и с двухлетками, и с восьмилетками, и с подростками. Здесь важно понять, что приоритетней для вас сделать быстро и самому или позволить ребенку проявить себя. Для воспитания уверенного в себе человека важно второе.

Как правильно развивать самостоятельность у ребенка

Поэтому не кормите с ложки малыша, способного пусть и медленно, и неаккуратно кушать самостоятельно. Не собирайте портфель второклашке, ведь он уже может делать это сам. Ну и не собирайте грязные вещи по комнате подростка, а лучше научите его пользоваться стиральной машиной.

Делегируйте обязанности ребенку постепенно, убедитесь, что он готов к самостоятельности. Здесь для любого возраста хорошо правило: покажи как – сделайте вместе – дай сделать и подскажи, если требуется – дай сделать самому.

Важно создать правильные условия воспитания ребенка. Прежде всего, «теплый» микроклимат в семье. Именно он залог здоровой самооценки.