Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста

Носовое дыхание — это физиологически оптимальный тип дыхания, который обеспечивает насыщение крови кислородом, стимулирует правильную работу лёгких и защищает организм от инфекций. Нос и носовые пути «подготавливают» воздух к попаданию в лёгкие. Поэтому дыхание через рот по определению вреднее носового, в особенности если речь идёт о маленьких детях.

Вопрос. Особенности работы над артикуляционной моторикой в подготовительном периоде до операции.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движениянужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения. Дополнительные артикуляционные упражнения можноприменять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях.

При вызывании звука первоначально внимание ребенка направляется на его артикулему; не следует фиксировать внимание ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения. Ребенок не должен знать заранее, над произношением какого звука он работает.

7Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично – родителями под руководством логопеда.

На первых 10–15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только логопедом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

Развитие речевого дыхания у детей раннего возраста

Важнейшим условием формирования правильной речи является сформированное дыхание.

Все звуки нашей речи образуются на выдохе.

Дети, имеющие нарушения дыхания, как правило, говорят тихо, недоговаривают слова, в силу нерационального расходования воздуха нарушается плавность речи.

Чтобы закончить фразу дети вынуждены говорить на вдохе или добирать воздух.

С укороченным выдохом также связано нарушение просодической стороны речи: ускоренный темп речи, дети говорят без соблюдения логических пауз.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальный тип дыхания, который является наиболее благоприятный для речи, правильное распределение выдоха.

Сформированное речевое дыхание обеспечивает правильное звукопроизношение, создает условия для поддержания нормальной силы голоса, соблюдения пауз во время речи, сохранения ее плавности и интонационной выразительности. Это доказывает необходимость работы над речевым дыханием.

Читайте также:  6 простых шагов к правильному захвату груди

Для проведения дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. упражнения проводятся в хорошо проветренном, теплом, чистом помещении;
  2. время выполнения упражнения постепенно увеличивается (от 1 мин до 3 мин.);
  3. упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, не стесняющей движения;
  4. стремиться к тому, чтобы выполнять упражнения ежедневно;
  5. вдох необходимо производить через нос, а выдох через рот;
  6. при выполнении упражнения ребенок не должен надувать щеки и поднимать плечи;
  7. необходимо стремиться к тому, чтобы выдох был длинным и плавным;
  8. при утомлении между выполнением упражнения давайте ребенку отдохнуть, не перегружайте его.
  9. материал для упражнения необходимо располагать на уровне губ ребенка

Дыхательная гимнастика может включать следующие упражнения:

1. «Осенние листочки»

Взрослый выкладывает на столе листочки (маленькие настоящие или вырезанные из цветной бумаги) и предлагает подуть на них. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи во время вдоха.

2. «Снегопад»

Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму и предлагает подуть на вату, представляя, что это снежинки. Взрослый показывает, как правильно дуть, ребёнок повторяет.

3. «Подуй на одуванчик»

Игру лучше проводить на свежем воздухе — там, где растут одуванчики. Взрослый предлагает найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.

4. «Подуй на вертушку»

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Покажите ее ребенку. Продемонстрируйте, как она начинает вертеться, если на нее подуть. Затем предложите подуть самостоятельно.

5. «День рождение»

Перед ребенком на столе стоит зажжённая свеча, взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

6. «Волшебные пузыри»

Учите ребенка пускать мыльные пузыри: вдох – носом, а выдох через сложенные в трубочку губы, длинный и мягкий, тогда пузырь получится большой и красивый.

Если ребенок затрудняется в том, чтобы самостоятельно дуть пузыри, взрослый может сделать это сам, направляя пузыри на ребенка, который в свою очередь должен будет дуть на пузыри, чтобы они в него не попали.

7. «Сдуй перышко»

Ребенку предлагается положить перышко на ладонь, поднести ее к губам и сдуть перышко несколько раз.

8. «Ароматный цветок»

Для этого упражнения можно представить, что перед вами цветок, а можно использовать настоящий. Учите ребенка носом делать длительный вдох, а затем медленный плавный выдох ртом.

Данные упражнения развивают длительность, плавность, силу ротового выдоха, укрепляют губные мышцы. Это способствует формированию правильного речевого дыхание, которое в свою очередь является основой речи.

Читайте также:  Взросление сына: стадии родительского авторитета

Крашенинникова Татьяна Евгеньевна, учитель-логопед

Статьи по теме:

  1. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
  2. Игровые методы развития речевого дыхания и силы голоса у детей с проблемами речи
  3. Встреча логопеда с родителями в семейном логопедическом клубе для детей раннего возраста с задержкой речевого развития
  4. Упражнения для речевого дыхания
  5. Развитие слухового восприятия детей раннего возраста

(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5) Loading …

Особенности проявления задержки речевого развития у детей лет

Особенностями задержки речевого развития у детей 4 лет являются замедленная или быстрая речь, смазанность звуков, пропуски букв или слогов. Некоторые малыши не произносят слов совсем или сокращают их, заменяя слова слогами, жестами, мимикой.

Характерные симптомы:

  • затруднения с формулировкой вопроса, и с ответом на вопрос, обращенный к нему, ответы обычно односложные («да», «нет», «там», «тут»);
  • скудный словарный запас — обычно использует только те слова, которые используются в обиходе;
  • неправильное произношение сложных слов;
  • пропуск слогов и звуков;
  • отсутствие навыков составления простого рассказа, предложения по картинке;
  • замена слов, схожих по звучанию;
  • в артикуляции отсутствуют шипящие, свистящие или пациент произносит их неправильно;
  • замена звуков более простыми для произношения;
  • отсутствие критики к речевым ошибкам у себя, у других людей.

На что важно обращать внимание?

Прикус — это взаимоотношение нижнего и верхнего зубных рядов при плотном смыкании челюстей. Физиологически правильный прикус не препятствует жеванию, позволяет ребёнку правильно выговаривать звуки, не заставляет мышцы лица напрягаться. Противопоставленные жевательные зубы хорошо смыкаются между собой, за счёт чего ребёнок может качественно пережёвывать пищу, а если мысленно провести по центру лица вертикальную линию, она разделит челюсти на две равные части. Вот это и называется правильным прикусом.

В норме расслабленный язык находится за верхними резцами, не касаясь их, а при глотании прижимается к верхнему нёбу. Правильное положение языка при глотании возможно только в ситуации, если человек дышит носом.

Родители до определённых пор вряд ли могут понять, всё ли у ребёнка в порядке с прикусом, но могут проследить, нет ли у него проблем с носовым дыханием. Следующие признаки — повод всерьёз обеспокоиться:

  • ребёнок дышит ртом, даже если не простужен, и его нос не заложен;
  • во время глотания у него сильно напрягаются мимические мышцы;
  • к 4–5 годам между зубами не остаётся характерных промежутков.

Молочные зубы мелкие, поэтому с возрастом между ними появляются промежутки. Это естественный процесс, а вот отсутствие зазоров может говорить о скученности зубов, что приведёт к проблемам при смене зубов на коренные.

Читайте также:  Качества, которыми должна обладать хорошая няня

Первые упражнения для правильного выдоха

В первую очередь нужно добиться, чтобы ребенок научился делать плавный длительный выдох через рот. Не забывайте, что после каждого глубокого выдоха малыш должен сделать паузу для отдыха. Вы можете проводить занятие с одним учеником, но намного интереснее, если у него будет хотя бы один партнер, с которым можно соревноваться.

Для первых занятий подойдут следующие игры.

  1. «Порхающие бабочки». Повесьте на тонких нитках на уровне лица малыша несколько ярких бумажных бабочек. Покажите ребенку, как они порхают, если подуть в правильном направлении. Время упражнения не больше 10 секунд.
  2. «Дерево на ветру». Прикрепите к деревянному стержню несколько раскрашенных полосок папиросной бумаги или елочную мишуру, чтобы она свисала вниз во все стороны. Скажите, что это дерево, если на него подует ветер, листочки будут качаться и шелестеть.
  3. «Осенний листопад». Наберите осенью или вырежьте из цветной бумаги разноцветные листочки. Положите их горкой на столе, и предложите подуть, чтобы листья полетели. Потом их нужно собрать в коробку или корзинку, и игру можно повторить.
  4. «Метель» выполняется как предыдущее упражнение, только на стол кладутся бумажные снежинки или комочки ваты.
  5. «Петушок или курочка». Летом сорвите одуванчик и предложите подуть на него один раз. Если останутся пушинки, получился петушок с гребешком, если улетят все, значит, курочка. Объясните, что в птичнике петушков бывает очень мало, пусть малыш стремится сделать как можно больше курочек.

Постарайтесь, чтобы ребенку не надоело. Придумывайте новые сюжеты, соревнования. Если нет возможности пригласить других детей, пусть в состязания вступают предметы. Загадайте, какой листик первый упадет, какая бабочка отлетит дальше остальных.

Первые упражнения для правильного выдоха

Когда ребенок научится выдыхать правильно и станет без труда сдувать легкие бумажные фигурки, упражнения можно усложнить.

  1. «Ленточка-лидер». Повесьте близко друг к другу несколько бумажных ленточек и предложите подуть, чтобы выбранная полоска взлетела выше других.
  2. «Гонки карандашей». Положите на стол два карандаша. Малыш должен одним выдохом переместить каждый из них на максимальное расстояние.
  3. «Не урони шарик». Подбросьте в воздух надутый шарик и попросите ребенка дуть на него снизу, не давая опуститься на пол.

Игр можно придумать очень много. Следите за успехами малыша и постепенно усложняйте задачи. Первый раз ребенок будет дуть на бумажные фигурки с расстояния около 30 см, с каждым разом отодвигайте их немного дальше. Предупредите, что учитываются результаты только одного выдоха – если посередине был хотя бы небольшой вдох, ни одна снежинка не будет засчитана. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, а неудачам найдите утешительное объяснение: слишком тяжелая бумага, фигурка прилипла к столу.