Начальная школа за три или четыре года: каким детям она полезна

Ребенок меняет жизнь семейной пары и переворачивает восприятие мира. Появление нового члена семьи окружено позитивными эмоциями, теплотой и нежностью, а также торжественными моментами (первый толчок в животе, взвешивание, фото с УЗИ). Но теперь между праздничными днями родителям придётся справляться с буднями, в которых у них появилась прямая обязанность – воспитать полноценного человека.

Нормы речевого развития у малышей 1-лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

Что должен знать и уметь первоклассник в ускоренной школе к декабрю? (пример диагностической работы МЦКО)

Русский язык

1. Отметь слова с согласным звуком в начале (ягода, ирис, орех, пион, уха) 2. Отметь слово, в котором второй слог ударный (юбка, удача, мышка, пирожки) 3. Отметь строчку, где все слова, отвечают на вопрос "какие?"

— письменные, повар, добро- белая, рыжий, краснеть- карандаши, игрушки, домики- цветные, мягкие, школьные

Математика

1. У Коли стояли 5 книг на полке и 7 книг в шкафу. Сколько всего книг было у Коли? 2. На столе лежали три яблока, 7 конфет и 5 груш. Сколько всего фруктов лежало на столе? Запиши решение и ответ. 3. Рассмотри рисунок ( на нем линейка с двумя отмеченными разным цветом отрезками). Для ответа на какой вопрос нужно выполнить действие вычитание? Отметь верный ответ. На сколько сантиметров длина нижнего отрезка больше длины верхнего отрезка? Какова длина верхнего отрезка? Какова длина двух отрезков? Как найти длину каждого отрезка?

Чтение

Прочитай текст и выполни задания (их восемь)

На переменке в звериной школе первоклашки знакомиться стали. Говорили, где живут, что любят. — Я в поле живу, — сказал Кролик. — Больше всего на свете люблю маму и морковку.- Моя квартира на пальме, — сказала Обезьянка. — И мне очень нравятся бананы. Потом говорили Слоненок и Ежик. Только Кенгуренок молчал, будто воды в рот набрал. — Где ты живешь? — спросил его Кролик. — Может, ты бездомный? — Не бездомный. Я живу у мамы в сумке… — обиделся Кенгуренок. — В сумке? — удивился Слоненок. — А когда твоя мама прыгает-скачет, ты тоже там сидишь? — Конечно. Я в этой сумке сплю, — ответил Кенгуренок. — Значит, ты живешь в прыгающем домике! — обрадовался Ежик.

Задания, например, такие:

Отметь знаком книгу, которая больше остальных подходит для прочитанного текста (стихотворения, сказки, рассказы, песни).

Читайте также:  Астрология для родителей: как воспитывать ребенка по его знаку Зодиака

Выбери самое точное название текста. ("В лесу", "Прыгающий домик", "Переменка", "Разговор животных").

Игры на развитие мелкой моторики

Детские психологи уверены, что двигательная активность положительно влияет на интеллектуальные способности. Предлагаем игры, развивающие мелкую моторику у детей старше 1 года:

  • Пальчиковая гимнастика – лепка из мягкого пластилина, создание печенья с помощью готовых форм.
  • Расстегивание молнии или пуговиц.
  • Переливание воды из одной чашки в другую с помощью воронки.
  • Пересыпание песка через детское сито.
  • Раскладка узоров из пуговиц, макаронин, фасоли и других мелких предметов.
  • Создание картин из мозаики.
  • Наливаем в миску мыльную воду. Просим малыша размешать ее венчиком.

Эти занятия, развивающие детей 1-2 лет, будут интересны и крохе, и взрослому. Главное условие успешного обучения в форме игры – обходиться без принуждения.

Заботливый родитель придумает 1000 и 1 способ как развить ребенка. Регулярные тренировки памяти, внимания, речи и занятия на формирование логического мышления помогут малышу познавать окружающий мир и быстрее усваивать новую информацию.

Родителям нужно быть терпеливыми и спокойными, чтобы маленькие уроки приносили ребенку большую пользу.

Ошибки родителей

Большинство трудностей и ошибок воспитания ребенка 1-5 лет базируется на том, что родители не понимают своего малыша, считая его «уменьшенной моделью» взрослого человека.

Поэтому у родителей довольно часто возникает раздражение по поводу того, что разумные с их точки зрения доводы ребенок оставляет без внимания. С другой стороны, стремление подстроить как свою жизнь, так и жизнь ребенка под современные требования и темп, окружая малыша различными методиками обучения раннего возраста с применением компьютерных технологий, не всегда приносит желаемого результата.

Довольно часто из-за желания раннего развития родители забывают о своей основной задаче – любить малыша и понимать его потребности. Основное отличие детей от взрослых состоит в том, что ребенок в раннем возрасте лишь имитирует логическое мышление, подражая взрослым, и, не имея стереотипов, обычно бывает поглощен исключительно текущим моментом и ситуацией, проживая «здесь и сейчас».

Поэтому большинство детских эмоций подчиняются ситуации – он может искренне расстроиться от потери любимой игрушки, но очень быстро отвлекается, если его внимание привлечет что-то интересное.

Дети в возрасте 1-5 лет обычно полноценно проживают каждый момент своей жизни, получая от этого удовольствие.

Также для понимания своего малыша и правильного воспитания ребенка в 1-2 года родителям необходимо понимать, что его сознание не направлено в будущее. Не имея собственного опыта и развитого абстрактного мышления, ребенок полностью погружен в текущий момент с весьма конкретными предметами, людьми и игрушками.

Закаливание как профилактика детских болезней

Укрепление здоровья детей подразумевает регулярное проведение закаливающих процедур. Закаливание – это бодрость и для тела, и для духа. Организм становится менее восприимчивым к холоду и неблагоприятным природным условиям, повышается его активность в борьбе с инфекциями, простудами. И в целом защитные функции укрепляются, системы и органы начинают работать лучше, что несомненно сказывается на общем состоянии здоровья.

Вот несколько простых, но важных правил закаливания, которые помогут укрепить здоровье ребенка:

  • Закаливающие процедуры следует проводить только со здоровыми детьми.
  • При выборе процедур и дозировок отталкиваться следует от возраста ребенка и его индивидуального состояния. Постепенно малыш подрастает, организм приобретает большую сопротивляемость – тогда можно и добавлять нагрузки.
  • Закаливание следует проводить регулярно и системно, на протяжении всего года. Эффект значительно снижается, если допускать в процессе перерывы, пусть и не очень длительные.
  • Сначала следует проводить щадящие процедуры и постепенно повышать интенсивность, увеличивать время их проведения, а также и зоны охвата.
  • Нельзя выполнять процедуры, пугающие ребенка (если видно, что он тревожится, боится, начинает плакать). Процесс должен проходить спокойно, чтобы малыш воспринимал его естественно, с удовольствием. Организуйте все в соревновательной форме или в виде игры.
  • Старайтесь совмещать использование различных природных факторов.
Читайте также:  Детская гимнастика для глаз и упражнения для улучшения зрения

Различают два вида закаливания: общее и специфическое. Под общим понимается соблюдение режима дня, правильное питание, занятия физкультурой. А к специфическим относят водные, солнечные и воздушные процедуры.

  • Закаливание водными процедурами

Первый этап здесь – обтирания. Выполняются влажным полотенцем либо мокрой ладонью. Начинайте с верхней части тела, спины, груди, шеи и рук. В конце оботрите все хорошенько сухим полотенцем до легкого покраснения кожи. Потом переходите к нижней части тела, то есть, к животу, пояснице и ногам (все делаете в таком же порядке). Растирать конечности следует, начиная с пальцев, а туловище – от середины к подмышкам и паху (круговыми движениями). Время процедуры – 4-5 минут. Температура воды в первые разы – 20-24°С, с последующим понижением до 16°С.

Следующий шаг – обливание либо всего тела (кроме головы), либо только ног (общее и местное, соответственно). Для первых нескольких раз температура воды — примерно +30°С, с понижением до +15°С, а потом еще ниже. Обливание длится 20-40 секунд, а затем тело хорошо растирают полотенцем.

Далее (третий этап) – закаливание под душем. Начинать с воды +30-32°С, по времени – минута, не дольше. Затем длительность больше (до двух минут, и не забывайте о растираниях), а температура – ниже. Когда организм уже достаточно закален, попробуйте контрастный душ: вода 35-40°С, а затем 13-20°С (и так в течение 3 минут, переключая воду 2-3 раза).

Обязательно следите за тем, как реагирует кожа. Тут очень важно не нанести вред здоровью ребенка. Если организм воспринимает все нормально, то кожа совсем недолго будет бледной, а потом покраснеет. Если же кожный покров все время бледный, покрылся «пупырышками», и это не проходит быстро, то ребенок явно переохладился. Значит, на процедуру следует отвести меньше времени либо сделать воду потеплее.

  • Закаливание солнечными ваннами

Здесь важна точная дозировка. Нежная детская кожа гораздо восприимчивее (по сравнению со взрослой) к ультрафиолету, особенно это касается совсем малюток. Поэтому нельзя держать на открытом солнце малышей, возраст которых меньше одного года. Создайте рассеянную, «кружевную» тень, чтобы не навредить здоровью ребенка. Чрезмерное воздействие ультрафиолетом может не только вызвать ожоги, но и стать причиной развития рака. С 11-16 часов дня на солнце с детьми вообще лучше не выходить.

Непременно прикрывайте голову малышу, к примеру, панамой, лучше светлого цвета, чтобы отталкивать солнечные лучи. Тогда ребенку будет не так жарко.

Помощь в развитии: действия родителей

Чтобы ребенок правильно развивался, ему должны активно в этом помогать родители.

Здесь нет ничего сложного, достаточно выполнять такие мероприятия:

  • знакомить его с яркими и красочными книгами, читать с интонаций и использовать мимику;
  • для развития слуха включать негромкую музыку, звуки природы;
  • изучать в игровой форме цвета, предметы, буквы и цифры;
  • работать с пластилином, глиной, красками.
Читайте также:  Как правильно выбрать одежду для новорожденного?

Главное, все делать вместе, а занятия проводить в игровой, ненавязчивой форме.

Специальные занятия

Чтобы развивать крупную моторику, малыш должен играть с большими игрушками. Маленькие предметы помогут усовершенствовать мелкую моторику. Разрешайте общаться с другими детьми, так приучают к поведению в коллективе.

Для пополнения пассивного словарного запаса много разговаривайте с детьми, читайте им стихи, сказки, называйте окружающие предметы и т.д. Удовлетворяйте любопытство малыша, если он на что-то показывает пальцем, объясните значение этого предмета.

Чаще играйте в ролевые игры, они не должны быть сложными, чтобы малыш все понимал и активно принимал в них участие. Учите говорить предложениями, чтобы он не просто звал маму и показывал на предмет, который хочет, а просил об этом словами.

Развивающие игры

В этот период приучают к самостоятельности. Играют вместе, но при этом дают возможность малышу самому выполнять то, что он уже умеет.

Игры должны быть не только интересными, но и развивающими, чтобы ребенок изучал окружающий мир, тренировал координацию, память, речь:

  1. Повторяйка. Называйте легкие слова или слоги и просите ребенка их повторить. Чтобы добиться результата, это проделывают несколько раз.
  2. Прятки. Игра развивает память и ориентацию в пространстве.
  3. Танцы. Родители показывают детям движения, а они их повторяют.

Книжки

В них должно быть много ярких картинок, простой сюжет. Не стоит покупать дорогие экземпляры, в этом возрасте дети рвут, грызут, облизывают книги, и не всегда удается это предотвратить.

Книжки с яркими картинками будут интересны для маленьких детей.

Мультфильмы

Мультфильмы для годовалых детей имеют логичную и простую структуру. В них медленно меняются картинки, чтобы малыш успевал понимать, что происходит. Длительность не более 10 минут. Перед сном их лучше не показывать.

Игрушки

Помощь в развитии: действия родителей

Подбирают игрушки, помогающие развивать не только физические, но и эмоциональные способности.

Рекомендуется использовать:

  • музыкальные и говорящие игрушки;
  • мягкие мячи;
  • кубики и пирамидки;
  • игрушки для игры в песочнице;
  • мягкие куклы или зверьки;
  • имитации предметов быта;
  • картонные книги;
  • игрушки, которые надо тянуть или толкать.

Не показывайте сразу все, лучше часть спрятать, а затем заменить наскучившие предметы новыми.

Ребенку нужны развивающие игрушки.

Пупочная ранка

Пуповинный остаток обычно отпадает на 3-21-й день жизни. Все это время родителям надо следить за тем, чтобы он был сухим и чистым.

— Для этого держите остаток над памперсом и прикрывайте одеждой. Купать ребенка можно и нужно, причем кипятить воду совсем необязательно. И никакие растворы добавлять в воду тоже не надо, — объясняет медик. — Какого-то особого ухода пуповинный остаток не требует. Если он испачкался, промойте под проточной водой и тщательно высушите на воздухе. Можно промокнуть пеленкой или салфеткой, но вытирать ватой нельзя.

После отпадения пуповинного остатка пупочная ранка обычно заживает в течение 10-14 дней. В это время из ранки могут появляться выделения светлого или кровянистого цвета. В этом нет ничего страшного. Главное, чтобы края у ранки были обычного цвета, без красноты и отека.

Пупочная ранка

Когда стоит обратиться к врачу?

Указывать на опасные воспалительные процессы может гной из пупочной ранки, отек и краснота по ее краям. В таком случае нужно показать младенца педиатру.

— Еще опаснее появление крови из пуповины или пупочной ранки — это повод незамедлительно обратиться в медицинское учреждение. Аналогично нужно поступить при выпячивании чего-то плотного в области пупка или рядом с пупочной ранкой.