Как научить ребенка говорить в год в домашних условиях?

Знакомство с книгой для ребенка — трудоемкий, увлекательный и интересный процесс. Перед поступлением в школу желательно, чтобы ребенок уже умел читать. Если не было возможности посещать детский сад или проходить предшкольную подготовку — не беда: познакомить малыша со звуками и буквами можно и самим родителям.

Как проявляется речь

Развитие речи зависит не только от окружающей среды, но и от созревания речевого центра головного мозга. Поэтому темпы развития у детей отличаются. Но есть определенные «вехи», по которым можно ориентироваться. К ним относятся:

  • Крики — первые звуки малыша. Ребенок кричит разнообразно, к двум–трем месяцам появляются интонационные особенности, крик радости отличается от недовольного хныканья. 
  • Гуление появляется с двух до пяти месяцев вместе с комплексом оживления, когда ребенок эмоционально реагирует на появление значимого взрослого, начинает двигать руками, ногами и произносить звуки «гу, бу, зы» и другие. Звуки, которые произносит малыш, зависят от национальности и родительских разговоров. 
  • Лепет появляется около пяти–десяти месяцев, когда созревают определенные области мозга. Выглядит как проговаривание отдельных слогов: «ба», «ма», «да .
  • Модулированный лепет появляется в 8–9 месяцев и напоминает простые слова, хотя вначале это только удвоение слогов: «мама», «баба», «дада».

Эти фазы относятся к доречевому этапу. Дальше ребенок учится говорить. Примерно в год появляются первые слова, а к двум годам дети обычно произносят около 50 слов. Появляются простые предложения, которые расширяются до 4–5 слов к трем годам. В норме близкие люди понимают три четверти сказанного.

В четыре года ребенок может узнавать и называть почти все обычные предметы и изображения. Кроме этого он использует местоимения, правильно склоняет большинство знакомых слов. В этом возрасте  речь малыша понимают даже посторонние. 

С какого возраста учить ребёнка чтению

На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».

Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.

Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.

Критерии готовности следующие:

С какого возраста учить ребёнка чтению
  • умение выстраивать предложения;
  • достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
  • чёткая и связная речь;
  • произношение и различение звуков речи;
  • умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
  • способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
  • умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
  • выраженный интерес к буквам и книгам.

Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.

Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.

Разговаривайте с ребёнком

Постоянно. Много. Обо всём. Со стороны это выглядит, конечно, забавно: идёт мама с коляской и нараспев рассказывает ребёнку скороговоркой: "Сейчас мы вышли с тобой на прогулку. Сегодня лето, а потому на улице тепло. Вот светит солнышко, и лишь изредка дует лёгкий ! Там пробежала собачка…"

Такой монолог я вела с детьми, начиная с 4-5 месяцев. Именно в этом возрасте, по мнению учёных из Канзасского университета Бетти Харт и Тодда Рисли, дети начинают запоминать не только фонемы, но и целые слова.

Интересно и само их исследование. Учёные записывали на видео час игры или кормления в обычных семьях с разным достатком, в которых воспитывались младенцы от 7 до 9 месяцев. Записи делались раз в месяц до достижения ребёнком трёх лет.

Харт и Рисли по итогу сделали сенсационное для своего времени открытие:

Разговаривайте с ребёнком

Дети из неблагополучных семей слышат 600 слов в час, малыши из рабочей среды — 900, а богатые родители произносили до 1500 слов.

Оказалось, что богатство речи напрямую зависит от того, сколько слов слышит ребёнок. В итоге дети из семей с большим доходом в три года используют в среднем 1100 слов, а из бедных — 525.

Рассказ ситуативный и фантастический как способ овладения речью

Важно помнить: ребёнок должен научиться не только рассказывать о том, что совершается на его глазах, но и уметь выражать своё отношение к происходящему, описывать фантастические события, использовать свой лексикон в полной мере, когда сила воображения так велика. Как же этому научить без помощи логопеда, попробуем разобраться.

Читайте также:  Основные критерии привыкания ребенка к новой пище

Рассмотрим опыт формирования речевых навыков на примере проведенного эксперимента.

Повествование & Вольное изложение

Как пересказ, так и фантазийное повествование — отличные приемы речевой практики

Одной группе детей взрослый рассказчик показывал картинки, выстраивая их в определённой последовательности, образуя некий сюжет и сопровождая всё это синхронным текстом – рассказом.

Во второй группе взрослый выстраивал сюжет так, как хотел, используя снова и снова новые варианты развития событий. Рассказчик сочинял. Он выходил за рамки ситуации и придумывал ещё десять разных сюжетов с теми же персонажами, которые играли разные роли в зависимости от темы повествования. Такой рассказ был более красочным и лексически насыщенным за счет использования необычных «сказочных» слов: «в тридесятом государстве», «жили-были», «страшная ведьма», «прекрасная принцесса» и т.д.

Практика для детей

После этого детям обеих групп предложили взять в руки картинки и проделать то же самое. В первом случае дети пытались с точностью повторить рассказ, вспоминая хорошо построенную ситуацию с чётким сюжетом, конкретными персонажами и понятными действиями. И пересказ дошкольникам удался.

Рассказ ситуативный и фантастический как способ овладения речью

Во втором же случае ребята сами становились творцами сюжета, выстраивали вымышленный рассказ так, как хотелось их безудержной фантазии, и получали от этого огромное удовольствие, требуя продолжить занятие.

Итоги творческого эксперимента

Дошкольники обеих групп успешно справились с двумя заданиями, которые касались сюжета. Но не все смогли дать оценку своей речи или выступлению сверстника. Интерес к такой аналитической работе после творческой части заметно упал. Оценивать чью-то речь оказалось сложнее, чем рассказывать интересные истории. Многие ушли от ответа или просто смущённо ответили «хорошо».

Это говорит о том, что на данном этапе речь не воспринимается детьми как предмет обсуждения, оценки или анализа. Она является способом, инструментом общения, неотъемлемой частью совместной деятельности. Не все дети в раннем возрасте понимают все прелести, функции и силу слова.

Но при всём этом здоровые дети получают неописуемое удовольствие от различных деформаций, интерпретаций слова. Необыкновенное наслаждение получает ребёнок, произнёсший интересное, совершенно бессмысленное сочетание звуков, которое похоже на волшебное заклинание.

Любовь к абракадабрам, придумыванию собственных слов, рифм и целых предложений – естественный этап овладения ребёнком культуры речи.

Для формирования навыков связной речи есть несколько простых и увлекательных упражнений, с которыми можно познакомиться, посмотрев небольшое видео.

Что можно сделать для развития речи ребенка?

  1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике — в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
  4. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной. Четко произносите слова и фразы. Не сюсюкайте, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!
  5. Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
  6. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит. Перелистывать такой альбом и называть фотографии можно в транспорте, в парке, на пляже.
  7. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.

В основе успехов ребенка в усвоении языка лежит его любознательность в познании окружающего мира, его желание и умение общаться. Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми, в первую очередь с родителями. Разговаривая со своим ребенком, помогайте ему подобрать точные слова для выражения мысли.

Не упрощайте свою речь, подробно и обстоятельно отвечайте на вопросы крохи. Читайте малышу интересные книги, помогайте ему каждый день узнавать что-то новое. Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка.

Вред слишком раннего, преждевременного обучения чтению

К сожалению, часто возникает замкнутый круг. Ребёнок не готов к письменной речи. Ему нужно решить громадное количество задач развития, предшествующих письму и чтению. Но, поддавшись ажиотажу, родители стремятся учить его читать и писать. Чем более к этому не готов ребёнок, тем медленнее он продвигается и тем больше времени у него занимает непосильная работа. Тем меньше остаётся ресурсов на накопление необходимых опыта и навыков, составляющих готовность к обучению чтению. Ребёнок живёт в ситуации неуспеха, или, по крайней мере, в ситуации изнуряющих занятий. То, что находится в зоне ближайшего развития малыша, он делает с восторгом и энтузиазмом, то, что ещё слишком трудно – с унынием и скукой.

Оценить ущерб, который получает ребёнок в результате такого истощения, сложно. На поверхности лежит расстройство мотивации: редко когда долгоиграющее обучение чтению не приводит к тому, что дошкольник начинает воспринимать учёбу и уроки как повинность. Более глубокие проблемы закладываются тем, что мозг и в целом нервная система не получают достаточно опыта интегрированной работы. С одной стороны, мы постоянно должны воспринимать громадное количество информации от мира вокруг, правильно интерпретировать каждую грань этой информации в связи со всей остальной, чтобы картина была цельной, и правильно управлять собой на основе понимания происходящего. С другой стороны, для полноценной работы мозга необходима чёткая локализация функций, чтобы каждый нейрон был занят своим делом и не отвлекал соседей напрасно, а «общался бы с ними только по делу». Нельзя приказать мозгу интегрироваться и дифференцироваться, нельзя заставить его стать достаточно зрелым, можно только жить насыщенной жизнью, получать новые переживания, добиваться всё новых целей.

Читайте также:  «Я сам!» — как научить ребенка ухаживать за собой

И выглядеть это будет так, что ребёнок:

  • ползает на четвереньках;
  • нюхает, грызёт, переставляет с места на место предметы;
  • возится с водой;
  • прыгает на двух ногах (лучше в луже);
  • скачет на одной ножке;
  • стоит на одной ноге;
  • замирает, внимательно следя за полётом бабочки;
  • переносит воду, не разливая;
  • осторожно обращается с хрупкими предметами;
  • ловит мяч двумя руками и мячик – одной;
  • выполняет просьбы, в том числе, касающиеся предметов вне поля зрения;
  • вообще понимает обращённую к нему речь;
  • произносит большинство звуков;
  • употребляет в активной речи сначала слова, а затем и двух- трёхсловные фразы и, наконец, начинает говорить предложениями;
  • переходит от книг-картинок с подписями к книгам с иллюстрациями;
  • слушает сказку на ночь;
  • рисует человечков и держит карандаш тремя пальцами, как обычно держат ручку;
  • осторожно гладит животных;
  • дерётся на подушках;
  • качается на качелях;
  • ходит по бордюру;
  • моет посуду;
  • продевает нитку в иголку;
  • ест ножом и вилкой;
  • может слаженно действовать обеими руками так, что движения каждой из рук отличаются, несимметричны друг другу относительно вертикальной оси тела;
  • и множество других занятий, которым дети предаются при всяком удобном случае.

Чтение – сложный мыслительный процесс, требующий необходимой психической зрелости. Откуда её взять ребёнку? Разумеется, развить на основе другого жизненного опыта. Перечисленные активности дают необходимую базу, которая позволит научиться читать ради получения новой информации и писать, чтобы выразить свою мысль. Ребёнок учится быть внимательным и сосредоточенным. Если же родители торопят своего малыша ради удовольствия похвастаться миру вундеркиндом или просто увидеть более привычные, «академические» успехи в развитии своего чада, то ребёнок учится читать только затем, чтобы его хвалили и не ругали.

На обучение он тратит время, отпущенное на развитие ощущений и движения, что вызывает дефицит соответствующего опыта. Вот что пишет детский невролог О. И. Ефимов:

«Один год или два года – это возраст движения, а не знакомства с абстрактными понятиями. То, что ребёнок не научится в этом возрасте читать, никак не повлияет на его дальнейшее развитие. К семи годам ребёнок, рано научившийся читать, как правило, ничем не отличается от ровесников, которые начали читать в 6 лет. Но то, что ребёнок в два года мало двигается, может стать препятствием для развития интеллекта. Последствия дефицита движения могут долго оставаться незамеченными, вернее, на них обычно никто не обращает внимания. Когда у ребёнка в 10–12 лет возникнут проблемы с учёбой, уже никто и не вспомнит о том, что в 2–3 года ребёнок мало двигался».

Несколько советов и игр для подготовки к чтению

  • Выкладывайте буквы из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков.

  • Моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки.

  • Обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их.

  • Когда буквы хорошо изучены, сочиняйте по ним сказку. Например, одна буква гуляла и повстречала другую, и какие приключения с ними произошли. Если вы хотите пойти дальше, вырезайте буквы из картона и цветной бумаги, в сказке соединяйте их, а это уже изучение слогов.

  • Ищите буквы в книгах, азбуке, на улице в вывесках – для ребенка это увлекательная игра, которая поможет в освоении алфавита.

  • Упражнение от точки к точке. Подготовка к письму, проведение линий, развитие мелкой моторики руки, овладение карандашом.

  • Читайте ребенку с самого рождения и даже когда он сам научится читать, это помогает в освоении чтения и прививает любовь к книгам. А для вас это дополнительные минуты общения с малышом.

  • Всегда обсуждайте прочитанное, это помогает малышу создавать образы и способствует развитию памяти.

  • Как можно чаще и больше играйте с ребенком в подвижные игры на свежем воздухе.

  • Чтобы добиться успешных результатов в чтении, важно всё, что достигается задачами развития в раннем возрасте: сенсорные ощущения, координация движения, крупная и мелкая моторика.

  • Важна возможность обучаться ребенку самостоятельно, а не быть просто наблюдателем.

  • Для развития ритмического слуха слушайте вместе музыку и танцуйте под нее.

  • Играйте в города, эта замечательная игра развивает память и фонематический слух.

  • Для развития фонематического слуха также подойдет игра, в которой нужно выделять звуки из произнесенного слова. Правила ее состоят в следующем: договоритесь с ребенком о том, какой именно звук он будет искать в словах. Затем родители называют разные слова, а малыш, услышав знакомый звук, громко оповещает об этом хлопком, топотом или стуком.

Подводя итог всего написанного, хочется заметить, что успех освоения чтения зависит от того, насколько естественным этот процесс будет для ребенка. Главный ваш помощник в познании – любознательность самого малыша.

Только игра, а не занятия, в которых родитель выполняет роль контролера, поможет быстро и безболезненно освоить чтение.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Всегда отталкивайтесь от интересов ребенка. Если малышу не интересны буквы в книжке, он не желает сидеть за ними и пяти минут, активно сопротивляется, то не стоит его заставлять. Таким образом вы не только не сможете его ничему научить, но и нанесете непоправимый вред, отбив всякое желание учиться и познавать мир. Не начинайте занятия, когда вы или ребенок болеете, устали, хотите спать или просто в плохом настроении. Процесс познания должен доставлять радость и удовольствие и вам, и вашему малышу. Желаем удачи в этом сложном и увлекательном процессе!

Читайте также:  12 способов улучшить свои оценки в школе

Ошибки родителей

Естественно, всем родителям хочется поскорее пообщаться со своей крошкой. Тогда он сможет рассказать о своих нуждах и желаниях.

Становится намного проще всем вокруг. Развивающие игры и занятия, без сомнения принесут свои плоды.

Но не совершайте грубых ошибок, проводя занятия с ребенком:

Ошибки родителей
  1. Часто родители ждут немедленных успехов. Не ждите! Получайте удовольствие от настоящего момента общения. Не требуйте многого и сразу: сначала это могут быть отдельные звуки, затем слоги, после — фразы. Главное — положить начало, чтобы отойти от жестов к звуковому общению.
  2. Сравнение со сверстниками — ваш ребенок индивидуален, забудьте о других детях.
  3. Проводя игры на развитие речи, не затягивайте занятия — ребенок не должен уставать.
  4. Игры и занятия должны соответствовать уровню развития, усложняйте задания постепенно. Сомневаетесь, предложите — он сам проявит интерес, если нет — отложите пока.
  5. Не раздражайтесь и повторяйте малышу одно и тоже несколько миллионов раз, это нормально.
  6. Мама должна принимать активное участие в упражнениях, тем самым максимально заинтересовать. Малютке должно быть интересно заниматься и играть.
  7. Повторяйте материал — но сегодня делайте то, что не делали вчера.
  8. Занимайтесь только в хорошем расположении духа. Не заставляйте ни себя, ни его: пользы это не принесет, лучше отложите на завтра.
  9. При разговоре делайте паузу, дайте возможность ответить. Если малыш молчит, задавайте наводящие вопросы, предоставьте несколько вариантов ответа.
  10. Составьте собственный план развития ребенка, подходящий только для него.
  11. Развитие речи детей раннего возраста требует регулярных занятий, приведенных выше, тогда вы непременно заметите успехи.

Опыт — лучший учитель, поэтому мотивируйте малыша на общение с другими детками, задавайте вопросы, будьте заинтересованы и очень скоро вы услышите ответные реплики.

Советы родителям

Рассматривая, как научить ребенка быстро читать, необходимо учитывать следующие советы:

  1. Четко и ясно озвучивать ребенку звуки. Не нужно специально их искажать, чтобы малышу было проще их произносить. Как ребенок услышит звук впервые, так и будет в дальнейшем произносить. Необходимо научить ребенка говорить «Р».
  2. Если малыш ошибается и делает что-то некорректно, ни в коем случае нельзя его ругать. Необходимо аккуратно исправлять ошибки, чтобы в итоге ребенок произнес звук правильно.
  3. Если малыш уже устал и не хочет усваивать новый материал, то обязательно сделать перерыв. В это время можно поиграть в иные полезные игры. Еще лучше просто заняться другими делами либо вывести малыша на площадку. Прогулки на улице оказывают хорошее воздействие на уяснение нового материала.
  4. По возможности прибегнуть к играм со слогами, диалоговые техники обучения в игровой форме. Очень часто выражение «давай поиграем» действует особым образом.

Необходимо давать малышу познавательные мультики, чтобы научить правильно читать. Здесь в яркой и простой форме учат читать быстро.

Каждый родитель должен понимать, что научить читать ребенка, писать за 1 день не получится. Это длительный и трудоемкий процесс, который нуждается в терпении. Но исход зависит от того, сколько сил в это вложено. Важно подобрать правильную методику.

По методу Зайцевой можно учить читать в 7-8 лет.

Если же рассматривать, что предлагает Эльконин, то это рассчитано на 2 класс-4 класс.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких
  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

Логопеды, для формирования артикуляционного аппарата, рекомендуют почитать с малышом книжечку «Веселая артикуляционная гимнастика», Нищева Н.В. Книга подойдет и самым маленьким.

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.