Детская агрессия: Как направить энергию ребенка в мирное русло

Агрессия – это простейший способ добиться желаемого или показать свое недовольство, возможность «выпустить пар» или привлечь к себе внимание, неумение справиться с собой или желание подчинить окружающих своей воле.

Что такое здоровые личные границы

С точки зрения психологии, границы — это осознание себя как отдельной от окружающих личности со своими эмоциями, ценностями и физическим личным пространством.

У границ личности есть несколько составляющих:

Что такое здоровые личные границы
  • эмоциональные границы — способность отличать свои эмоции от переживаний других людей;
  • физические границы — ощущение личного пространства, которое вы оберегаете и куда не позволяете вторгаться без разрешения;
  • ценностные границы — понимание собственной системы ценностей. Это помогает отличать близкие вам ценности от чуждых и следовать им.

Человек со здоровыми личными границами понимает, что несет полную ответственность за свои эмоции, желания, слова и поступки так же, как и другие люди, — и ясно видит, где проходит граница между его «я» и другими. Такой человек не перекладывает ответственность за свои чувства на окружающих («Мне стыдно из-за того, что мой сын выбрал не ту профессию. Он делает меня несчастной!»), и не считает, что должен или может контролировать поведение других людей («Если я буду уделять моей любимой больше внимания, она бросит пить»).

Сенсорная депривация

Как объясняет психолог и специалист по сенсорной интеграции Мария Шапиро, в первое время после рождения ребенок не очень понимает, что именно ему нравится или не нравится, как ему комфортно, а как некомфортно. Это понимание приходит при взаимодействии с мамой, когда она реагирует на его сигналы. По словам специалиста, до трех лет дети взаимодействуют с миром через физические действия: ползают, ходят, открывают и закрывают шкафы, достают или убирают предметы, выясняют, как эти предметы расположены в пространстве и какие они дают ощущения. Чем больше у ребенка сенсорный опыт, тем более подробная у него внутри шкала различения ощущений — он лучше понимает, что ему нравится, а что нет, какие эмоции он испытывает при взаимодействии с тем или иным предметом.

Поскольку дети-сироты в учреждениях очень ограничены в перемещениях и активностях и эти перемещения и активности сильно регламентированы, то и сенсорный опыт у них скудный, продолжает Шапиро. Кроме того, в этой среде у ребенка нет значимого взрослого, который помог бы ему в получении хотя бы начального сенсорного опыта. Отсюда возникает сенсорная депривация

Как проявляется

Сенсорная депривация

По словам Марии, из-за сенсорной депривации детям с опытом сиротства бывает очень трудно разобраться со своими ощущениями. Ребенок может не до конца понимать, холодно ему или жарко, голоден он или нет, опасное или безопасное дело он сейчас затеял и к каким оно приведет последствиям. Как правило, приемные дети могут испытывать сложности в самых простых бытовых вещах: решить, что надеть, или оценить, достаточно ли грязная одежда, чтобы ее постирать, самостоятельно придумать для себя занятие. 

«Ребенку может быть сложно разбираться с эмоциями. Он плохо разбирается в том, какие чувства вообще человек испытывает. Тогда эмоции очень быстро могут стать аффектом — когда небольшое изменение вызывает сильную эмоциональную реакцию. Но следует заметить, что каждый ребенок индивидуален: бывают очень яркие сложные поведенческие реакции, а бывает, что ребенок очень легко адаптируется. Это трудно предсказать», — отмечает Шапиро. 

Что делать родителям

Когда ребенок попадает в семью, одна из важных задач — помочь пройти часть сенсорного опыта заново, говорит Мария. Для этого есть несколько возможных стратегий. 

Сделать в квартире понятное для ребенка зонирование пространства и четче обозначить взаимосвязи «предмет — активность», «предмет — действие». Например, гостиная — это телевизор, кресло, диван, а детская комната — это игрушки, книжки. При этом важно не просто наличие предметов в каждой комнате, а еще и объяснение, зачем и для чего они нужны и как с ними взаимодействовать. Для этого можно подключать ребенка к повседневным рутинам: что-то смастерить вместе, заняться спортом или сходить в магазин за продуктами и приготовить из них ужин.

Сенсорная депривация

Еще один способ — визуальный план в виде планшета или доски с пометками. Так приемные родители могут предупреждать ребенка о том, что будет происходить в будущем, и обсуждать с ним планы, чтобы изменения были предсказуемыми для него. «Ребенок может в любой момент подойти к плану и проверить, что он остался неизменным, или пойти и договориться о внесении изменений. Это даст ребенку больше чувства безопасности и спокойствия», — объясняет психолог.

Чтобы помочь ребенку разобраться в том, что он чувствует, можно применять карты саморегуляции, рекомендует Шапиро. В качестве метафоры использовать, например, мотор или термометр, а возможные состояния разбить на сектора: зеленый — «все в порядке», желтый — «что-то не так» и красный — «совсем все плохо». Под каждый сектор совместно с ребенком подбираются виды активности: что он может делать самостоятельно, когда у него хорошее настроение и он полон сил, а что — когда ресурс заканчивается. «Все это важно сопровождать обсуждениями того, как можно влиять на свое состояние. “Тебе было тяжело, ты устал, а потом сходил в душ — и стало полегче”. Так постепенно ребенок научится саморегуляции», — уточняет специалист.

Поведение у детей дошкольников и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение у детей можно наблюдать даже в раннем возрасте. Совсем еще маленьким он может укусить вас, в садике ваше чадо может толкнуть или даже ударить других детишек, а в школе недовольство может принять уже крайние формы. Важно определить, какие моменты являются частью возрастного поведения, а что, становится развивающейся патологией и как вести себя при агрессии ребенка.

Когда малыш решает опробовать на вас свои зубки, отреагируйте правильно. Причин может быть несколько: малыш устал, родители его не понимают, от обиды или просто, привлекая внимание. Что толку кричать, махать руками, достаточно просто сделать строгое лицо и интонацию, сказать слова запрета, которые приняты в вашем доме, например: «Но-но-но!» или «Ай — яй — яй!», «Нельзя».

Читайте также:  Жуем да пережевываем: когда и как приучить ребенка к твердой пище?

Получив пару раз строгую сдержанную реакцию недовольства, малышу вряд ли будет интересно продолжать вас кусать, ведь управлять вами ему не удается.

Когда малыш в возрасте 5-6 лет проявляет открытую агрессию к окружающим, родители недоумевают, и начинают винить садик, воспитателей, может быть и так. Однако, задумайтесь, может быть стоить разобраться в ситуации дома? Дети часто копируют поведение родителей и родственников, крик и ругань ложатся в основу детского сознания.

Что приводит к негативному поведению

К нестандартному поведению приводит не только родительская агрессия в форме действия, но и вербальная, т.е. в форме слова. Несдержанный мат присутствует в речи многих взрослых, даже если он и не направлен на ребенка. Такое поведение задает определенный порядок общения, которую дети воспринимают, как норму. С такой формой агрессии зачастую справиться бывает сложнее всего.

Конечно, лучше не доводить до проявления агрессивного поведения со стороны ребенка, чем бороться с ее различными формами проявления. С детской агрессией может справиться только взрослый любящий человек. Обратите внимание на себя, следите за своей речью, исключите мат, крики, помните — жестокость, порождает жестокость!

Если в вашей семье все спокойно, стоит обратить внимание на ближайшее окружение крохи в садике, во дворе. Выяснить: не испытывает ли он страха и постоянной тревоги. Научите малыша отдавать отчет своим действиям, помнить о чужих чувствах, говорите ему: «Не делай так — ему больно, обидно». Также научите ребенка извиняться за свои действия.

Вокруг должна быть благоприятная и спокойная атмосфера. Не поддавайтесь эмоциям, помните, что такое поведение временное, при вашем правильном отношении, все пройдет до 6-7 лет.

Поведение в школе

Часто поведение детей резко меняется при поступлении в школу или с переменой класса. И как всегда все имеет свои причины:

  1. Ребенка обижают (особенности телосложения, речи, другая национальность – причины могут быть самыми неожиданными). Даже нестандартная одежда могут привлечь ненужное внимание и как следствие насмешки. С одной стороны, большой детский, несложившийся коллектив, где каждый ищет свое место в классной ерархии, и старается любыми путями заслужить одобрение учителя, а потом и одноклассников.С другой стороны занятость и невнимательность учителей, которые сами непроизвольно вызывают конфликты и не очень стараются их погасить.
  2. Проблемы в семье. Занятость родителей, когда их внимание так нужно ребенку в новой для него ситуации. Проблемы разведенных родителей тоже часто отражаются на детях и как следствие на их поведении.
  3. Недоверие со стороны родителей, братьев и сестер, а также ревность к одному из членов семьи.
  4. Недовольство невозможностью распоряжаться своим временем. Часто даже общение с друзьями сходит на нет у детей младшего школьного возраста в пользу сделанных уроков, новых секций и кружков. В первом классе лучше не перегружать ребенка новыми видами деятельности. Учеба и так отнимает много сил и времени.

Итак, каковы же причины детской агрессии

Когда родители не готовы к появлению ребенка, однако, по различным причинами беременность прервана не была, и на свет появилось нежеланное и нелюбимое дитя. Молодые родители подсознательно отталкивают ребенка, не принимают его. Такие дети всеми силами стараются завоевать их любовь, привлечь внимание, доказать, что они хорошие, и как правило, привлекают родительское внимание довольно агрессивно.

Избыток внимания может привести к проявлению агрессии у ребенка точно также, как и его недостаток. В семьях, где детей чрезмерно опекают, они становятся избалованными, привыкают к тому, что любой каприз исполнятся без промедления. В том случае если ребенку отказывают, истерики, крики становятся средством достижения цели.

Итак, каковы же причины детской агрессии

Из-за постоянной родительской занятости ребенок часто теряет ощущение безопасности. Такие дети чувствуют себя беззащитными, становятся подозрительными, неуверенными в себе. Даже на простое выражение ласки реагируют неадекватно, ведь они не знают, чего ждать от окружающих, похвалят их или побьют. Дом и семья не дают чувства защищенности, поскольку родителям постоянно не до него. Ребенок становится предоставлен сам себе, и только собственная злоба служит средством самозащиты и выживания.

У дошколят причиной агрессивности может служить и плохое самочувствие, обида, нервное напряжение, усталость. Часто родители замечают, что если ребенок заболел или не выспался, он канючит, капризничает, дерется. В таком случае, ребенок успокоится, если его накормить, дать ему выспаться и т.д.

Помогите!

Как помочь маленькому злюке справиться со своими эмоциями? Важно постараться сгладить напряжение ситуации. Нельзя кричать на него в ответ, применять силу, давить или сравнивать его с другими детьми, если это сравнение не в его пользу. Наберитесь терпения (вам не раз еще достанется), будьте искренни.

Итак, каковы же причины детской агрессии

Попробуйте переключить его внимание, на что-нибудь интересное, например, попросите построить домик из кубиков или собрать разбросанные игрушки. Предложите ему порисовать или вместе во что-нибудь поиграть. К тому же физические упражнения и активные игры способствуют эмоциональной разрядке и переключению внимания на другие ощущения.

Когда ребенок успокоится, обсудите с ним его поведение, убедите его в том, что его агрессивность никому не приносит пользы, в том числе и ему самому, попытайтесь вместе с ним проанализировать причину его гнева, что поможет вам найти “корень зла” и разобраться в проблеме. “Разбор полетов” лучше всего проводить без лишних свидетелей: друзей, бабушек и других, это поможет избежать лишних советов во время разговора с ребенком.

При вспышке детской агрессии, взрослые должны проявить максимум спокойствия, как уже было сказано, не терять самообладания (хоть в некоторые моменты это дается нелегко). Продемонстрируйте ребенку свое неагрессивное поведение – внимательно и молча выслушайте его, пусть он выговорится или прокричится, внушите ему спокойствие без слов, покажите, что понимаете его чувства. И учтите, чем младше ребенок, тем мягче и миролюбивее вы должны реагировать на его гневные выпады.

Читайте также:  Как Улучшить Технику Чтения у Ребенка 2 Класса?

Будьте последовательны, проявляйте доброжелательность и твердость. Дайте понять агрессору, что вы любите его, но его поведение вас совсем не устраивает. Обычно с возрастом ребенка, его агрессивность проходит.

Итак, каковы же причины детской агрессии

Как известно, взрослые и дети воспринимают мир по разному, и то, что взрослому кажется пустяком, для ребенка может быть катастрофой всей жизни. Мы взрослые часто смеемся над бедами детей и тем, что происходит в их душах, мы не замечаем или не придаем значения страданиям ребенка, ведь для нас есть вещи куда важнее, чем какие-то детские глупости.

В результате такого отношения, у ребенка складывается убеждение, что никто из взрослых не понимает его, пренебрегает им . Ребенок погружается в атмосферу одиночества и безысходности, чувствует себя брошенным, беспомощным. Отсюда, следует логичный ответ всему миру – замкнутость, и, как кажется всем взрослым, неожиданная и непонятно откуда появившаяся агрессия.

Видео к статье

Итак, каковы же причины детской агрессии

Как перестать срывать свой гнев на детях?

На самом деле есть разные способы, но сначала нужно разобраться в причинах. Потому что для каждой причины есть свой метод. Вот 5 основных причин. Какая у вас? С какой вам нужно начать работать? Это первое, что вам нужно сделать – решить, какая проблема для вас самая актуальная.

Если причина в стрессе, то нужно прежде всего работать с ним. Потому что когда вы «развалитесь», когда вы от усталости заболеете, кто будет заниматься вашим ребенком? Плохим самочувствием ваш организм вам пытается помочь, чтобы вы отдохнули, он сделает все, чтобы вы «слегли», если вы устаете и не позволяете себе отдыхать. Лучше дайте себе время отдохнуть. Это поможет.

Если причина в косвенной агрессии, вы чувствуете злость здесь и сейчас, то не нужно, конечно, срываться начальника, который лишил вас премии, но необходимо проговаривать свои чувства. «Да, я очень сержусь. Я очень злюсь» – скажите сами себе вслух. Это можно и нужно делать.

Помимо этого, вам может помочь ребенок! После выяснения причины ваших срывов идет второй шаг. Вы можете сказать своему ребенку честно и открыто:

«Ты знаешь, я сейчас работаю над тем, чтобы научиться на тебя не кричать и не срываться. Да, может быть я не сразу этому научусь, мне нужно будет какое-то время, но я сейчас над этим работаю и мне очень важно, чтобы ты мне тоже в этом помогал, потому что я иногда не справляюсь. Поэтому твоя помощь будет состоять в том, что если я начну кричать, если я вдруг начну срываться, я тебе совершенно спокойно разрешаю меня прервать. А каким именно способом, мы с тобой договоримся».

Дочь одной из моих клиенток называла ее Бабой-Ягой, когда мама начинала на нее кричать. В этот момент мама понимала, что она сейчас выглядит как Баба-Яга. Это ее останавливало и она переставала кричать.

С другой клиенткой мы договорились о том, что ее сын будет говорить смешное слово «перди-пупник». Когда он его сказал, это разрядило обстановку и мама стала себя контролировать.

Этот метод прекрасно будет работать, но для начала вы должны разобраться с причинами.

Не менее важно научиться проговаривать свои чувства открыто и честно перед другими людьми, в том числе перед ребенком. Чувства мы проговариваем не для того, чтобы манипулировать им. «Я сказала, что сержусь, значит, сейчас он быстро пойдет делать уроки» – так делать нельзя, будет только хуже. Свои чувства нужно проговаривать, чтобы не кричать, не разрушать своим криком ребенка и самого себя.

Следующим этапам вы можете дать себе установку для паузы. В любой момент, на любой фразе, если вы чувствуете, что вас «понесло», то можно выйти в другую комнату. Если у вас есть такая возможность, то я вам очень рекомендую начать часто-часто дышать. Как это делают собачки. Такой темп помогает восстановиться, чтобы потом выйти к ребенку уже более спокойным.

Подытожим: чтобы перестать кричать на ребенка, необходимо прежде всего выявить причину, из-за которой родитель срывается. Только после выявления причины можно подбирать наиболее эффективный метод.

Важно также проговаривать свои чувства, честно и открыто делиться с ребенком своими переживаниями.

И последний, но не менее важный этап – научиться давать себе паузу и грамотно использовать ее для снятия накопившегося напряжения.

В конце нашей беседы хотелось бы напомнить взрослым о том, что быть родителем – это тяжелый труд, но одновременно и большое счастье. Так что не отчаивайтесь и постарайтесь научиться жить в мире со своими эмоциями. Тогда и в семье все будет хорошо.

Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил учиться, ему нужна мотивация. Но ребенку сложно самостоятельно обрести мотивацию к такому непростому процессу, как учеба, особенно если до этого он не успевал в школе и учителя от него не в восторге. Как это исправить? Приходите на наш бесплатный вебинар «Как мотивировать ребенка учиться?» Вебинар пройдет 31 марта в 19:00.

Поделиться0

От трех до шести

Пожалуй, именно в этом возрасте закладываются базовые способы взаимодействия ребенка с миром. Поэтому так важно родителям быть особенно аккуратными и последовательными, влияя на формирование поведения ребенка.

Как правило, в три-четыре года дети отправляются в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции. И если раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, сейчас отношения впервые выходят из-под тотального контроля. В результате нередко возникают недопустимые проявления агрессии (дерется, кусается, портит вещи), требующие немедленного вмешательства со стороны взрослых.

Что делать родителям. В случае проявления ребенком агрессии по отношению к другим детям нужно прекратить игру, закончить прогулку, уйти с праздника, покинуть детскую площадку – быстро и решительно. Если ребенок перевозбужден, кричит, плачет, не спешите с нотацией, помогите успокоиться, дайте попить – и вот тогда уже разберите ситуацию. Правило простое: удовольствие прекращается немедленно, начинается рутина.

Читайте также:  Аллергия при грудном вскармливании: причины появления, лечение, диета

Формируйте у ребенка эмпатию – умение встать на место другого. Проще говоря, плакать не только когда ударился сам, а и когда ушибся кто-то еще. Ребенок, умеющий сочувствовать, никогда не причинит боль нарочно.

Уделите внимание развитию речи, расширению словарного запаса малыша. Покажите разницу между «обиделся» и «злюсь», «грустно» и «тревожно», учите слышать себя и понимать, когда «я устал», «я голоден», «надоело, хочу домой», помогите выражать ощущения словами. И, конечно, прислушивайтесь к этим словам, реагируйте на них, выполняйте просьбы, хвалите, когда сыну или дочери удается поймать момент «сейчас взорвусь» и предупредить об этом.

Дайте ребенку легальные способы выражения негативных эмоций. Драться нельзя, кусаться нельзя – а что можно? Можно – пинать мячик, камень, каштан, рвать ненужные газеты (и никогда – книги), мять и комкать бумагу, швырять бумажные комки в стену, бить подушку, ругаться (да-да, научите ребенка «разрешенным ругательствам» – пусть это будут названия кактусов, или городов в Мексике, или только ваши с ним придуманные слова).

Если у вас получилось задавить проявления агрессии – будьте уверены, она непременно «вылезет» в другом месте и в другое время. Поэтому ваша задача – научить, как МОЖНО проявлять свой гнев и свое недовольство.

Научите ребенка искренне извиняться. Не бурчать дежурное «я больше не буду», а не стесняться признать, что был неправ. Лучше всего учить этому своим собственным примером.

Статья за жестокое обращение с детьми

За жестокое обращение с ребенком виновникам грозит неминуемое наказание. Если подросток неоднократно подвергался побоям, которые не причинили вреда здоровью, рукоприкладчику грозит наказание по ст. 6.1.1 КоАП РФ:

За насилие в семье сначала привлекают к административной, а затем к уголовной ответственности.

Дело принимает другой оборот, если ребенку причинен вред здоровью. Нерадивого родителя сразу привлекут по уголовной статье:

  • за легкий вред — по ст. 115 УК РФ;
  • за вред средней тяжести — по ст. 112 УК РФ;
  • за тяжкий вред — по ст. 111 УК РФ.
Статья за жестокое обращение с детьми

Степень нанесенных повреждений определяется судебно-медицинской экспертизой. Виновному грозит не только судимость, но и реальный тюремный срок до 15 лет.

Еще один способ издевательства над детьми, за который можно оказаться на скамье подсудимых, — истязание. Санкции установлены ст. 117 УК РФ. За умышленное причинение физических или психических страданий несовершеннолетнему путем систематического нанесения побоев, насильственных действий грозит лишение свободы от 3 до 7 лет.

Родителей также накажут за жестокое обращение по ст. 156 УК РФ:

Виновного в избиении ребенка могут надолго посадить в тюрьму.

Последствия жизни с родителями-алкоголиками

Ребенок, чья жизнь прошла с пьющими матерью и отцом, всегда будет отличаться от сверстников. В свою взрослую жизнь он переносит груз проблем. Он считает, что обязанность помощи родителям перекладывается на него. Он старается помочь им справиться с зависимостью, тратит много времени и сил, оплачивает реабилитацию.

Такая созависимость идет в ущерб собственной жизни выросшего ребенка. Он забывает о своей семье и работе, все силы тратит на родителей. Он до последнего надеется, что мать и отец начнут вести нормальный образ жизни, откажутся от своих привычек.

Психологи связывают это с желанием компенсации. Взрослым недолюбленным детям кажется, что выздоровевшие родители подарят им свою любовь. Они надеются, что мать и отец будут их поддерживать и начнут гордиться.

Дочь или сын алкоголиков взваливают на себя существенный груз. Они не просто стараются обеспечить лечение, но и поддерживают материально. Покупают еду, оплачивают счета, дают деньги на расходы. В итоге мама и папа привыкают к такому вниманию и рассматривают своего ребенка как путь решения своих финансовых затруднений. Пить они не бросают, просто «тянут» деньги.

Последствия жизни с родителями-алкоголиками

В такой ситуации стоит помнить, что родители – это те, кто воспитали, а не те, кто дали жизнь. Если двоим взрослым людям водка была дороже собственного ребенка, то не нужно считать себя их должником.

Синдром взрослых детей алкоголиков ведет к тому, что человек не может достичь своих целей. Многие мальчики и девочки, наблюдая за обстановкой в собственной семье, обещают себе добиться успеха. Жизнь в пьющей семье накладывает свои отпечатки – неуверенность, страхи, неумение отстоять свою точку зрения. Эти аспекты мешают человеку прийти к своим целям.

Клинический психолог Вероника Степанова о роли ребёнка в семье, где родительский алкоголизм вызывает депрессию и суицидальные наклонности в видео:

Физическое развитие

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  1. Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  2. Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  3. Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  4. Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  5. Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  6. Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  7. Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.