Чему научить ребенка в 5 лет

Множество споров ходит в настоящий момент вокруг современного образования. Альтернативное образование в школе и классическое, что лучше? Какие действительно знания пригодятся ребенку в жизни, и что следует в первую очередь развивать?

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Как сделать ингаляции ребенку при сухом кашле в домашних условиях? У нас есть ответ!

Как избавиться от лунатизма у ребенка? Методы лечения описаны в этой статье.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

[note]Важно! Собеседование принесёт пользу, если проводит его профессионал, трепетно относящийся к детям. Иногда бывает, что психолог проявляет предубеждение, нетактичность по отношению к отстающему ребёнку, «давит» его вопросами, нечётко формулирует задания. После такого разговора у мальчика или девочки часто появляется неуверенность в своих силах, а родители чувствуют себя униженными от характеристики, данной сыну или дочке.[/note]

Нужна ли подготовка к школе, если ребенок будет учиться по программе НУШ?

С 2018 год в Украине началась реформа образования, которая задекларировала новые принципы школьного обучения. Много изменений касается именно начальных классов. Среди прочего, положения Новой Украинской Школы определяют первые два года как облегченные, направленные на адаптацию ребенка и полностью построенные на игровом процессе.

В связи с этим стало популярным мнение, что поскольку 1-2 классы и так будут учить всему с нуля, дошкольные занятия больше не нужны, и даже вредны. Слишком подготовленным детям будет скучно на уроках, и это отобьет желание учиться.

Изучив результаты первого года НУШ, мы пришли к выводу, что, несмотря на реформы, отказываться от подготовки к школе для детей 5-6 лет неправильно. И вот почему:

  • то, что должен уметь ребенок перед школой, не ограничивается знанием букв и устным счетом. Перечень навыков намного шире, и без хорошо поставленной речи, тренированной памяти, развитой моторики пальцев ребенку будет сложно воспринимать даже упрощенную программу;
  • подготовка к школе облегчает процесс адаптации шестилетки к новым условиям. Ребенка, который до 1 сентября ни разу в жизни не сидел за партой, ожидает серьезный стресс, он будет дольше привыкать к режиму дня, урокам и хуже усваивать материал;
  • помните, что в классе большое количество учеников, и учитель не имеет возможности уделять им много внимания. Дошкольная подготовка позволит вашему сыну и дочери быстрее усваивать материал, заслужить репутацию способного ученика, которая в свою очередь, придаст ему уверенности и поможет в будущем;
  • после подготовительных занятий ребенок имеет навыки общения со сверстниками, ему будет проще завести друзей и социализироваться в классе.

Наблюдения показывают, что дети, которые посещали курсы по подготовке к школе в центре Теремок-Юнион, демонстрируют в первом классе хорошую успеваемость, более стрессоустойчивы, привычны к учебным нагрузкам, и, как следствие, меньше болеют.

Развитие памяти и внимания в лет

В 6 лет ребенок может концентрироваться на одном занятии до 30 минут, особенно если ему это интересно. Внимание, по-прежнему, в основном, непроизвольно, однако произвольное внимание также постепенно развивается. Чтобы улучшить уровень развития внимание дошкольника, пойдут такие упражнения, как «найди отличия», «что изменилось?», «шифровки».

Читайте также:  СКОЛЬКО ГУЛЯТЬ С ГРУДНИЧКОМ ЗИМОЙ?

При выполнении монотонных и неинтересных заданий, ребенок дошкольного возраста неизбежно теряет концентрацию внимания. Поэтому необходимо заинтересовать его и вовремя делать перерывы, чтобы дать малышу передохнуть.

У шестилетних детей непроизвольная память преобладает над произвольной. Но объем памяти в этом возрасте уже достаточно велик, чтобы ребенок мог заучивать длинные стихотворения и пересказывать тексты.

Дополнительный развивающий курс

Развитие малышат предполагает не только занятия по математике, но и не менее нужные уроки. Например, можно показать, как составить себе приблизительное расписание дня, как наблюдать за природой и т.д. .

А нужно ли учить кроху драться, как вы думаете? Многие родители идут на это не для того, чтобы малыш мог намахаться во всю кулаками, хоть, как физическая нагрузка, это очень полезно. Но и для того, чтобы карапуз был уверен в себе, когда кто-то его будет пытаться обидеть. Хоть порой защита словом куда более эффективна.

Плавать и нырять – тоже очень нужные навыки, которые не раз пригодятся карапузу во взрослом возрасте. И когда осваивать эту науку, как не в 5 лет, когда уже нет страха к воде, и кроха в отличной физической форме.

Гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей второго года жизни

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

  •     Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё (немного).
  •     Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый при этом докармливает другой ложкой).
  •     «Вытирает» руки, лицо после умывания.
  •     Подаёт маме одежду во время одевания.
  •     Начинает проситься на горшок.
  • 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
  •     Держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу.
  •     Берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол.
  •     Замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки.
  •     Сообщает о физиологических потребностях.
  •     Долго и тщательно моет руки.
  •     Спокойно относится к умыванию.
  •     На игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
  •     Самостоятельно ест ложкой любую пищу.
  •     Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.
  •     Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.
  •     Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.
  •     Обращает внимание на грязное лицо, руки.
  •     Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
  •     Проявляет желание многое делать самостоятельно.

    Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.

  1. 1 год 9 мес. — 2 года
  2.     Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.
  3.     Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.

    Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.

   Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.

  •     При напоминании пользуется носовым платком.
  •     Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
  •     Вместе с взрослым может убрать игрушки.
  •     Контролирует физиологические потребности.
  •     Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).  

Автор-составитель: Дарья Колдина

Что должен знать ребенок по математике:

  • Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
  • Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
  • Знать понятия «больше — меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий — низкий», «широкий — узкий»;
  • Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
  • Уметь соотносить цифру и число предметов;
  • Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант. 
  • Также полезно рисовать по клеточкам.

Для развития математических способностей ребёнка можете играть с ним в различные математические игры. Конечно же всё индивидуально, но ребёнку будет гораздо легче учиться, если у него будет хороший словарный запас и  достаточно развитая речь. 

Можете скачать одно из моих пособий по математике для дошкольников.

Читайте также:  Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет

Скачать книгу О. Наумова «Сколько будет 3+5?»

Также рекомендую еще две замечательные книги:

Скачать

СкачатьБудет замечательно, если ваш ребёнок будет уметь:

  • Пересказывать простое услышанное произведение;
  • Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
  • Знать стихотворения;
  • Рассказывать сказки;
  • Отвечать на поставленные вопросы;
  • Делать какое-либо задание по образцу;
  • Уметь описывать картинку по памяти;
  • Запоминать до 10 увиденных картинок;
  • Заканчивать предложения;
  • Находить лишнюю картинку или слово;
  • Уметь отгадывать загадки;
  • Группировать предметы по признаку.

 Что желательно знать по чтению:

  • Буквы;
  • Уметь соотносить звук с буквой;
  • Вычленять звуки из слова;
  • Подбирать слова на заданный звук или букву;
  • Читать слова и простые предложения (по слогам).

Рекомендую для чтения по слогам замечательную книгу раскраску-тренажер «Читаем по слогам».

Скачать

Можно также скачать и почитать с детьми рассказы с пиктограммами. Кроме развития навыков чтения при чтении этих сказок будет еще развиваться и речь ребёнка.

 Не стоит забывать и про навыки письма.

Чем лучше развита у ребенка мелкая моторика, тем легче ему будет выработать красивый почерк.

Поэтому желательно уметь:

  • Обводить картинки по контуру;
  • Обводить печатные буквы по контору;
  • Правильно держать ручку в руке;
  • Копировать геометрическую фигуру по клеточкам;
  • Выполнять простые виды штриховок;
  • Уметь вырезать ножницами.

А также аккуратно раскрашивать. Предлагаю детям еще одно полезное упражнение. Рисуя и раскрашивая узоры в круге, ребенок не только успокаивается, но и развивает свои творческие способности. У него улучшаются внимание и память, умение сравнивать и наблюдать, он привыкает к аккуратности и усидчивости в работе, учится образно мыслить.

Скачать книгу О. Наумова «Волшебные узоры» (демонстрационный вариант)»

Логика

Ребёнку будет гораздо легче даваться учебный материал, если у него заложены основы логического мышления.

Опять же предлагаю одно из своих пособий по логике.

Скачать книгу О. Наумова «Логика»

В статье  перечислены основные знания и умения, которыми желательно владеть ребенку к поступлению в первый класс.  Большинство школ проводят диагностику знаний и умений детей перед поступлением в первый класс. Именно эти учебные навыки определяют учебную готовность ребёнка к школе.

Как распознать отклонения в развитии и что делать

Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.

Памятка родителям

Консультация со специалистом не помешает, если:

  • речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
  • наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
  • ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
  • отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
  • малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
  • в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
  • нет навыков использования игрушек — пирамидки, кубиков, мяча;
  • постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
  • не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
  • не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
  • отсутствует интерес к общению с другими детьми.

Обратите внимание!Даже если у детей наблюдается один из вышеперечисленных признаков, не нужно паниковать. Стоит отнестись с пониманием и терпением к возможным особенностям малыша, посетить специалиста-психолога, невролога  и вместе определить дальнейшие необходимые действия.

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.

Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.

Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.

Поделиться ?

Что должен уметь ребёнок в 5-лет: скоро в школу!

Скоро новый перелом — кризис 6/7 лет. К нему необходимо подготовиться.

Что такое «кризис 6/7 лет»?

  • Это начало нового этапа жизни и развития ребенка, переход из одной социальной роли в другую. Теперь Ванечка и Олечка не только сын и дочь, они становятся учениками школы, включаются в активную деятельность, взаимодействуют с другими детьми, взрослыми.
  • Расширяется спектр обязанностей ребенка.
  • Ранее главной формой деятельности была игра. Теперь в арсенале появляются новые способы познания окружающего мира.
  • Кризис вызывают физиологические изменения.
  • В процессе развития ребенок начинает искать грань добра и зла, интересуется что такое «хорошо» и «плохо», осуществляется формирование моральных норм и принципов.
  • Происходит формирование самооценки — родителям стоит не только внимательно следить за своими действиями по отношению к ребенку, но и действиями, словами, поступками, которые направлены на других людей.
Читайте также:  Семейная иерархия: чего не должны знать дети о родителях

Знания, умения, физическое развитие ребенка 6-7 лет:

  • Ребенок подвижен, активен: свободно бегает, прыгает, играет в спортивные игры, манипулирует с мячом, скакалкой, может быстро чередовать движения.
  • Полностью обсуживает свою сферу гигиены.
  • Имеет как минимум базовые, навыки чтения и письма.
  • Речь развита, ребенок свободно владеет общепринятыми понятиями.
  • Демонстрирует послушание, ответственность, волю.
  • Имеет базовые навыки по географии, природоведению, может решать простые задачи.

Наличие требуемых знаний и умений — залог более спокойного прохождения кризиса.

Основная проблема состоит в резкой смене социальных ролей и задач. Эту проблему решить легче, своевременно начиная готовить ребенка к школе.

Как смягчить кризис?

  • Стоит давать ребенку ответственные задания сообразно возрасту. Например, помыть посуду, помочь маме в стирке. Это учит ответственности.
  • Способствуйте общению с одногодками, это позволит найти друзей и в школе.
  • Повышайте самооценку: похвалите за красивую картинку, хорошо вымытую посуду, уборку в комнате. Главное: похвала должна быть адекватной.

Ребенок нарушил правило? Заслужил наказание? Объясните ему причину вашего негодования. Ребенку важно понимать, за что его наказывают.

  • Приучайте ребенку выполнять определенные задачи, которые требуют концентрации. Наиболее распространенная проблема первоклашки — невозможность усидеть на месте, длительное время концентрироваться на объекте.
  • Давайте необходимые знания, формируя навыки чтения и письма.
  • Важно слушать и слышать дошкольника — о проблемах в эмоциональной сфере говорят рисунки, смена настроения, пассивность.
  • Не стоит перекладывать всю ответственность за формирования знаний, умений и навыков на школу и ДОУ. Истоки развития — в семье!

Развитие сообразно этапам, в соответствии с психологическими и физиологическими особенностям возраста, — важный шаг в становлении гармоничной личности.

Об авторе: Ирина Давыдко, педагог, учитель.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | РегистрацияКомментировать Поделиться Разместить на своем сайте

Есть мнение?Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Понравился материал?Хотите прочитать позже?Сохраните на своей стене иподелитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи Копировать анонс статьи Копировать ссылку Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

Творческое развитие детей

Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.

Читайте ребенку сказки и рассказы, попросите их пересказать. Помогите ему уловить суть и основную тему прочитанного, выделить главное и второстепенное. Занятия развивают не только речь, но и логическое мышление. В пять лет можно начинать изучать английский. Найдите в интернете сайт для раннего изучения языка, он поможет вам освоить методику. А еще лучше отдайте малыша в специальную языковую школу.

Обучение детей перед школой должно быть интересное и познавательное. Не следует постоянно устраивать им тесты и проверки. Сейчас этого не делают даже в начальной школе. Очень распространенной ошибкой родителей является игнорирование физического развития малышей. Не следует все время ребенка занимать лишь развитием ума, тело не менее важно. Если он много знает, но его активность ограничена, начнутся проблемы со здоровьем. Подходите к воспитанию комплексно. Только гармоничное развитие поможет вырасти малышу успешным и счастливым.

Игры на развитие мелкой моторики

Мелкая моторика очень важна для развития малыша. Кроме того, такие игры важны ребёнку в свете подготовки к школе, поскольку готовят руку к письму. Развитию мелкой моторики способствуют такие творческие занятия, как лепка, перебирание мелких предметов и даже умение есть китайскими палочками. Для развития данного навыка придуманы и разнообразные игры.

Лабиринты Как это ни удивительно, но развитию мелкой моторики способствуют такие логические задания, как лабиринты. Проводя карандашом дорожку от одной точки до другой, ребёнок не просто ищет нужный путь, но и получает навык владения письменным прибором.

Игры на развитие мелкой моторики

Найди клад Большие посудины следует наполнить различными сыпучими материалами. Подойдут песок, опилки, различные крупы (рис, гречка, горох, манка, пшено). В каждую ёмкость нужно спрятать маленький предмет характерной формы. Малышу надо завязать глазки и попросить достать спрятанные предметы. Найдя их, ребёнок должен сначала сказать что, по его мнению, он нашёл, а уже потом рассмотреть находку. Игра станет для малыша гораздо привлекательней, если одним из спрятанных предметов будет конфетка.

Игры на развитие мелкой моторики