10 способов наказать ребенка без крика, ремня и унижения

Родители всегда хотят для своего ребенка только самого лучшего, но и получать взамен его любовь и послушание тоже является их желанием. Иногда родители жалуются на то, что ребенок игнорирует их и ведет себя плохо. Возникает вопрос : “Почему дети не слушаются родителей?”

Потребность в самостоятельности

Ребенок переходит от дошкольной жизни к школьной, он адаптируется к иной среде, развивает новые навыки и способности. Он чувствует себя очень взрослым и самостоятельным, начинает отказываться от детских игр, не реагировать на просьбы и отвергать помощь.

Начинается период, когда он ищет грань между “можно” и “нельзя”, обретает самостоятельность и учиться на своих ошибках.

Чтобы помочь, нужно:

  1. Дать понять, что самостоятельность ведет за собой обязательную ответственность.
  2. Отказаться от гиперопеки.
  3. Предоставлять возможность выбора, если это возможно.
  4. Приучить совершать одному такие действия, как подготовка ко сну, сон, ванные процедуры.
  5. Не кричать и не ставить ультиматумы.

причин для хамства и грубости

Борьба за внимание. Когда ребёнку не хватает родительской любви и ласки (на хорошее поведение мама с папой не реагируют), он пытается обратить на себя внимание, демонстрируя что-то, что родители точно не одобрят. В частности, если родителям важно вежливое обращение, то ребёнок как раз и будет проявлять то самое хамство. В этом случае взрослые сразу на него переключаются, начинают воспитывать, общаться – и ребёнок получает такое желанное, пусть и негативное внимание со стороны родных.

Желание самоутвердиться. Если ребёнку недостаточно личного пространства, самостоятельности, свободы, он с помощью грубого поведения отстаивает своё право что-то делать. Это актуальнее для подростков. Они начинают стремиться к тому, чтобы занять равное по иерархии положение с родителями.

Проявление неуверенности в себе. Когда родители предъявляют завышенные требования к ребёнку, многого от него ожидают, постоянно критикуют, говоря, что он делает всё неправильно, ребёнок тоже реагирует грубостью. Это реакция на внутреннюю тревогу: «Я не справлюсь», «У меня всё равно ничего не получится», «Зачем стараться, если я всё равно всё делаю плохо» и так далее.

причин для хамства и грубости

Злость и обида на родителей. Взрослые тоже иногда поступают неправильно и не так уж редко обижают своих детей. И дети ищут способ как-то дать знать, что они обижены на родителей, что с ними поступают несправедливо. Кстати, что касается подростков, то какие бы идеальные родители ни были, дети всегда найдут, на что обижаться, и могут считать, что их совершенно не понимают родители. «Слёзы быстро убрала!» Как реагировать, если при вас кричат на ребёнка Подробнее

Копирование чужого поведения. Маленькие дети чаще всего подражают взрослым, как правило, родителям – сами они не могут придумать такой способ выражения своих чувств и мыслей. Поэтому маме с папой стоит обратить внимание на то, как они общаются и с ребёнком, и между собой. И начать перевоспитание с себя. У детей постарше – школьников – грубость может выступать примеркой роли, которую они увидели где-то вне семьи. Например, в школе или во дворе.

Неумение выражать свои переживания более приемлемым способом. Во многих культурах люди больше опасаются проявлять слабость, чем агрессию. Человеку кажется, что, если он кому-то нагрубит и получит грубость в ответ, это не так обидно, а вот если он как-то мягко выразит свои переживания, то его не поймут, поднимут на смех. И тогда лучше кричать, чем просить о помощи, делиться чем-то сокровенным. Статья по теме Это — счастье. Почему для ребенка главное, чтобы его понимали

Почему ребенок не слушается?

Если ребенок вредничает, необходимо проанализировать возникшую проблемную ситуацию и свою реакцию на нее. Нередко причины плохого поведения лежат более глубоко, поэтому требуют детального рассмотрения проблемы. Основные причины плохого поведения могут быть следующими:

Почему ребенок не слушается?
  1. Кризисный возраст. В 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также в 10 и 12 у детей происходят психические изменения, в результате которых формируется личность и выделяются способности. Этот процесс сильно отражается на поведении ребенка.
  2. Большое количество наложенных запретов. Если родители начинают во многом ограничивать своих детей, то естественной реакцией становится бунт. Постоянно слыша слово “нельзя”, ребенок начинает нарушать запреты, стараясь доказать взрослым свою независимость.
  3. Непоследовательность в поведении родителей. По каким-либо причинам то, что запрещалось и не поощрялось вчера, начинает разрешаться и поощряться сегодня. В таких ситуация дети дезориентируются, не понимают, что от них требуют, как им нужно себя вести. Это проявляется в непослушании.
  4. Вседозволенность. Родители разрешают детям делать все, что им хочется. Ограничения не устанавливаются в силу того, что взрослые боятся подавить личность ребенка, лишить его радости детства, поэтому потакают его капризам, любыми способами балуют.
  5. Разногласие в вопросах воспитания. Нередко со стороны матери и отца к дочерям и сыновьям предъявляются разные требования. Матери чаще проявляют мягкость, жалость и сочувствие. Отцы стараются придерживаться строгости в вопросах воспитания. Конфликт между родителями не дает детям четких ориентиров, которых они должны придерживаться, что отражается на их поведении.
  6. Неуважение к личности. Некоторые родители не видят в своих детях личности, независимо от того, сколько им лет. Взрослые игнорируют их мнение, желания и потребности. Все это приводит к протестам.
  7. Частые конфликты в семье. Поглощенные своими проблемами родители постоянно выясняют отношения, забыв о сыне или дочери. Дети стараются привлечь к себе внимание, совершая шалости и даже крупные проступки.
Читайте также:  Эффективная среда - лучшая инвестиция в будущее ребенка

Определение роли ребенка в семье

Когда ребенок находится в утробе, то мать уже предполагает его роль в семье, особенно если это первенец. Самая распространенная роль, приписываемая малышу, – это “король”, когда ребенок является для родителей единственным человеком на планете, ему отдается все самое лучшее, выполняются все капризы. Близкие, в таком случае, пытаются во всем угодить ненагладному чаду, но забывают, что не они должны жить по законам малыша, а ребенок должен следовать нормам своей семьи.

Если исполнять все прихоти сына или дочери, то с возрастом у них появятся очень большие запросы. Объяснить потом ребенку будет сложно, почему у родителей нет возможности исполнить его желание. Ребенок с такой ролью является манипулятором в семье и делает все на свое усмотрение. Он даже не попытается прислушаться к требованиям родных.

Определение роли ребенка в семье

Родителям со временем становится сложно справляться со своим малышом и они начинают допускать ошибки в воспитании. Если ребенок наказан, то не стоит при его первых слезах отменять меры. Нужно дать четко понять, что такое поведение недопустимо. Главное, не расслабляться и не бежать по его первому зову. Такого ребенка сложно поставить на место, но возможно.  У родителей должна быть главенствующая роль в семье, а не наоборот.

Следующая роль – это “невидимка”, когда родные не замечают и не слышат своего малыша. Сейчас такая роль у большого количества детей, потому что родители много времени проводят в интернете или заняты на работе. Ребенок считает себя нежеланным и невидимым. Чтобы его заметили, он начинает делать проступки, зная, что его накажут, но он не боится наказания. Для такого ребенка будет вниманием даже гнев родителей.

Игнорировать ребенка нельзя. Он пытается стать частью этого мира и нуждается в помощи близких. У малыша тоже есть свои заботы и дела, хотя для родителей это может казаться ерундой. Нужно помочь своему ребенку разобраться во всем: кто еще научит, как поступать в той или иной ситуации.

Если кризис в отношениях с ребенком углубится, он начнет сам игнорировать родителей. Так как малыш предоставлен сам себе, то может замкнуться. Необходимо понимать, что ребенок без причины не протестует. Нужно обязательно установить с ним контакт, чтобы не прибегать к помощи психологов.

Определение роли ребенка в семье

Есть еще одна роль – “стена для удара”, когда родители всю свою злость и гнев выливают на ребенка, даже если он не виноват. В этом случае родители не слышат ребенка, не замечают его хорошего поведения, а как только он допустит малейший промах, жестко наказывают. Ребенок находится в недоумении, почему родители так с ним обращаются, в чем он виноват.

Дети с такой ролью начинают в ответ мстить и не слушаться. Они обижают своих сверстников по пустякам, потому что по другому просто не умеют.

Очень много слов

Дети иначе воспринимают речь, поскольку они ее только осваивают. Особенно сложно им даются длинные фразы и абстрактные слова типа «терпение».

— Когда родители так общаются с ребенком, ему кажется, будто они говорят на другом языке. А если так происходит постоянно, то мама превращается в радио, которое все время что-то вещает и создает шумовой фон. Ребенок думает: что-то там опять говорит, ну и ладно, главное — играть не мешает.

Психолог советует озвучивать просьбу как можно короче, убирая все лишние и сложные слова. В вашем послании должна быть только суть.

— Не так: «Мы же купили тебе новую зубную щетку, зачем ты тогда ее просил, если опять не хочешь чистить зубы, микробы повредят эмаль и будет кариес, ты что хочешь к стоматологу?» Это полный провал. Лучше сказать четко и коротко: «Пора чистить зубы».

Как восстановить контакт с ребёнком?

  1. Детям нужно быть уверенными в том, что они в любой ситуации могут обратиться к родителям. Малышу необходимо знать, что он может задать любой вопрос и не останется без ответа. Ребёнок должен знать, что в любых обстоятельствах мама с папой будут на его стороне, всегда поддержат и помогут.
  2. Общаясь с сыном или дочерью, поддерживайте зрительный контакт. Смотреть на ребёнка нужно мягко и с любовью. В другом случае малыш почувствует угрозу и замкнется.
  3. Воспитание детей – это не только запреты и требования. Это ещё и благодарность, похвала, одобрение. Всем детям очень важно слышать слова любви и заботы.
  4. Если родителям необходимо сообщить нехорошую новость, то лучше это сделать при физическом контакте. Обнимите ребёнка, поцелуйте, а уже потом сообщайте. В этом случае малыш почувствует вашу поддержку и будет не так расстроен или шокирован.
  5. Дети всегда должны чувствовать ваш опыт и защиту. Ребёнок должен находиться под вашим крылом и ощущать опеку и покровительство.

Как не допустить непослушания

Начинайте с самого раннего возраста правильно воспитывать ребенка. Это поможет избежать проблем с непослушанием в будущем.

  • Прививайте умение совершать саморефлексию. Чтобы дети слушались, они должны уметь контролировать собственное поведение и анализировать свои поступки. Как хорошие, так и плохие.
  • Считайтесь с его взрослостью. Без ошибок нельзя прожить жизнь. Пусть малыш ошибается и учится на собственных ошибках.
  • Контролируйте круг общения. Постарайтесь исключить дурное воздействие на ребенка извне. Это касается не только соседских ребятишек, но и героев популярных мультфильмов.
  • Применяйте поощрения и наказания.
  • Контролируйте собственное поведение. Большинство негативных привычек малыши черпают у своих родителей.
  • Будьте требовательным и справедливым. Добиваться желательного поведения можно спокойно и последовательно, без излишней жестокости.
  • Постоянно общайтесь. Диалог с авторитетными родителями чрезвычайно важен для детей. Именно через него формируется личность.
  • Не скупитесь на любовь и заботу. Но не перегибайте палку, ведь личное пространство для детишек тоже важно.

Занимайтесь воспитание своего ребенка с рождения, и вам не придется в будущем ломать голову, как перевоспитать маленького бандита.

Покупка послушания

Не путайте с положительными подкреплениями.

Ты слушаешься, я тебя обеспечиваю твои желания и одариваю.

«Вот коньки, которые ты просил. Это за то, что ты слушался маму и папу».

«Вот тебе машинка или кукла, за то, что ты вел себя хорошо».

Ключевой ошибкой этого способа является то, что ребенок не знает, за что конкретно он получает подарок. Вел себя хорошо – это что? Если меня поощряют за безоговорочное подчинение, значит, его можно купить.

Я вспоминаю одну маму, которая рассказывала, что ребенок выносит игрушки из дому и раздаривает их детям. Что это – щедрый ребенок, или врожденный альтруизм? Эта мама почувствовала неладное, когда ребенку дети начали заказывать конкретные игрушки, которые должен был приносить ребенок. Эти дети получили другой опыт – за хорошее отношение люди готовы платить.  Вам ничего не напоминает фраза: «Как только с ним случилось ЭТО, все друзья от него отвернулись»?

Наказания: а как можно? «легальных» способов наказания

1. Метод естественных последствий

Этот способ психологически безболезненный и наиболее адекватен в любом возрасте. Например, ребёнок 3 лет хочет надеть лыжные штаны в летний день. Вы можете объяснить, почему вы думаете, что шорты подойдут для прогулки больше, но не пытаетесь повлиять на решение, а предоставляете ему возможность убедиться на собственном опыте, что если он так оденется, то ему будет жарко.

То, что понимается на собственном опыте, запоминается надолго. Применяя этот способ, родителям очень важно не попадать в злорадство типа «А я тебе говорила!».

Читайте также:  Детское УЗИ – что это такое. Виды ультразвукового исследования

2. Замечание

Часто вместо замечания (когда родитель обращает внимание на что-то) происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

Например: «Я огорчаюсь и сержусь, когда наступаю на детали конструктора, разбросанного по полу во всей квартире. Давай вместе подумаем, что можно с этим сделать».

3. Тайм-аут

Метод, когда ребёнка удаляют из общего пространства в отдельную комнату и оставляют его там одного на какое-то время. Это позволяет на время увеличить дистанцию между взрослым и ребёнком и «остыть», отрегулировать свои эмоции.

Считается, что ребенка в одиночестве не травмирует интервал времени в минутах, кратный его возрасту. Например, для 3-летнего ребёнка — это 3 мин, 4-летки- четыре и т.д. Комната, куда вы уводите ребенка «остыть», должна быть светлой, с окном. Ни в коем случае не кладовка, туалет или другое темное помещение.

4. Игнорирование

Не награждать нежелательное поведение вниманием. Хороший метод, но сложный в исполнении — обычно взрослым трудно сохранять самообладание и не реагировать на негативные проявления в поведении ребенка.

5. Лишение

Это когда за нарушение правил ребёнок лишается чего-то важного и желаемого для себя. Например, запрет на просмотр мультфильмов или игры в компьютер.

Важно, чтобы ребенку были известны изначальные договоренности, за что именно и чего он лишается в случае несоблюдения правил. Нельзя просто лишить ребенка просмотра мультиков, если он сегодня «плохо себя вёл». Вы должны изначально договориться об этом.

Для детей дошкольного возраста эти правила и лишения можно нарисовать или, если ребенок уже умеет читать, написать на пластиковой доске или листе бумаги и повесить на стену. Часто дети ведут себя нехорошо не потому, что злодеи, а потому, что забыли.

Второй важный момент — соразмерность наказания. Маленький проступок — маленькое лишение. Нелогично за небольшую провинность лишать просмотра телевизора на 2 месяца, к тому же, взрослым самим будет сложно это выдержать.

6. Метод символической экономики

Очень хорошо работающий метод для детей среднего школьного возраста, подростков. Когда на семейном совете договариваются с ребёнком, какие действия награждаются баллами и в каком количестве, а за что происходит лишение «очков».

Здесь важно выработать систему награждений, начисления и списания баллов. Далее накопленные баллы меняются на что-то ценное для ребёнка. Это может быть что-то материальное (например, покупка машинки, журнала и т.п.) или нет (например, дополнительные 15 мин игр за компьютером, настольная игра с родителями или прогулка с друзьями)

В этом методе важно, чтобы баллы доставались не очень легко, но и не очень трудно — и в том, и другом случае пропадёт мотивация.

Этот метод в простом варианте подходит уже для детей 4-5 лет. Лет с 9-10 и включая подростковый возраст, этот способ регулировать поведение подходит лучше всего. С подростками имеет смысл попробовать заключить даже письменный договор, если не получается договориться устно.

6.1 Ограничение

Это метод, когда в ответ на нарушение важных правил вводится ограничение прав.

Например, за каждое нарушение правила, вечерний отбой начинается раньше на 15 мин, т.е ребёнок отправляется спать не в 21:00, а в 20:45.

Надо понимать, что нет одного единственного самого лучшего способа регулировать поведение детей и прививать им полезные привычки: кто-то более чувствителен, кто-то «толстокожий». Нет ни одного одинакового ребёнка и одинаковой семьи, поэтому важнее определиться для себя с принципами, которых вы будете придерживаться в общении с детьми, и подобрать для себя и своего ребёнка оптимальные методы, которые не будут разрушать никого из присутствующих, но стратегически полезны для развития ребёнка.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр и детский психолог советует родителям в ситуации непослушания реагировать мягко, но настойчиво. Не совершайте ошибки, угрожая или применяя наказание. Если капризуля не слушается, Комаровский даёт такие рекомендации:

  1. Выявить причину непослушания. Скорее всего, чадо страдает от дефицита внимания.
  2. Обеспечьте комфортную безопасную обстановку дома.
  3. Определив причину капризов, вместе с малышом попытайтесь найти решение.
  4. Контролируйте свои эмоции, не стоит демонстрировать гнев и раздражение. Дети всё копируют.
  5. Не останавливайте истерики и капризы криком или руганью. Дождитесь, пока кроха успокоится.

Проходя через кризис, стремитесь сохранить доверительные отношения и не разорвать нить взаимопонимания.

Подробнее о позиции доктора Комаровского по этому вопросу вы можете узнать из видео: